Markup коды шрифтовых выделений — это коды выделения шрифтов, применяемые для выполнение разметки документов в формате HTML.
Введение
Под выделениями понимаются фрагменты текста (отдельные символы, слова, наборы слов), которые оформляются не так, как главная часть текста. Это обстоятельство позволяет выделить этот фрагмент в данном тексте, сделав его наиболее заметным. По предназначению и выполняемой роли в тексте можно определить такие выделения:
- Выделения, скрытые внутри текста как заголовки.
- Выделения, которые предназначены для логического усиления.
- Выделения, играющие роль справочной информации.
- Выделения, организованные как структурные.
- Выделения, организованные как структурные и выделяющие отдельные рубрики.
- Выделения структурно-технического плана.
Шрифтовые выделения
Заголовки, скрытые внутри текста, являются словами и словосочетаниями в тексте, которые определяют тему текстового фрагмента, не выделенную в отдельную рубрику.
Под логическим усилением понимаются слова или словосочетания, выделением которых без использования других словесных определений, уточняется смысловое содержание предложения таким образом, что его истолкование возможно только в таком контексте, который задумал автор, и никак иначе.
Объяснять это словами было бы сложнее и не так экономично. Например, рассмотрим предложение, где выделено одно слово:
Петя пошел гулять.
Здесь подчёркивается, что гулять пошёл именно Пётр, а не какой-то другой человек. А в таком варианте:
Петя пошел гулять.
Подчёркивается (выделяется), что Пётр не побежал, и даже не поехал, а именно пошёл. И последний вариант:
Петя пошёл гулять.
Здесь выделяется, что Пётр отправился именно погулять, а не, к примеру, в поликлинику.
Фёдор Михайлович Достоевский в своей работе «Дневник писателя» пишет о Л.Н. Толстом: «...его новый человек, его Левин, не умеет решить смутивший его вопрос» (Полное собрание сочинений Т. 25. С. 37). Здесь он выделением слова «не умеет» выполняет логическое подчёркивание конкретного неумения Левина, так как считал это обстоятельство очень важным. При этом он не тратит на пояснения никаких дополнительных словесных формулировок, которые способны отвлечь читателя от развития текущей мысли.
Логические усиления помогают читателю точно понять выражаемую автором мысль. Но следует заметить, что если логические усиления применяются очень часто, то это может ослабить их влияние на читателей и усложнить прочтение текста.
Справочные выделения подразумевают подчёркивание терминологии, наименований, названий, дат. Этот тип выделений оказывает помощь читателю в их успешном запоминании и позволяет оперативно найти их в объёмном тексте на станице. Кроме того, это может быть выделением слов и их сочетаний, являющихся опорными смысловыми пунктами, которые определяют содержание текстового фрагмента (к примеру, параграфа). Эти слова и сочетания слов играют роль некоторых заголовков, формирующих единство текстового фрагмента. Каждое их них выполняет замещение содержания текстового участка, сворачивает его до выделяемого слова (сочетания слов). Отображая текстовый план, они одновременно оказывают помощь читателю в удержании в памяти его содержания, а когда будет необходимо, то в его восстановлении путём разворачивания всех деталей или значительной их части.
Первым типом структурных выделений являются структурные выделения текста, который считается вспомогательным или иллюстративным. Подчёркивая в текстовом фрагменте различные слои, имеющие свою определённую роль и предназначение, эти структурные выделения оказывают помощь читателям в быстром отделении в тексте вспомогательной и основной частей. Они позволяют оперативно определять участки того слоя, который наиболее интересен читателю. К примеру, если текст содержит вкрапления каких-либо документов (приказы, постановления и тому подобное), которые выделяются при помощи графики и имеют явные отличия от текста, являющимся комментарием, то читателям, ищущим только текстовую часть документов, будет легче их отыскать. А тем читателям, которым необходимо выполнить анализ приведённых толкований и выводов, не потребуется отыскивать их в массивах равнозначно набранных главного и вспомогательного текста. По этой причине рекомендуется выделять примеры, задачи, случаи, призванные продемонстрировать теоретические положения или методики. Например, в руководстве по экономическим аспектам издательского дела, автор, изложив метод определения ёмкости печатного листа и её коэффициента, приводит пример, выделенный графически:
Число, входящих в печатный лист знаков, является ёмкостью печатного листа. Когда заданы издание и печатные объёмы издания, то определить ёмкость печатного листа можно умножением издательского объёма на 40000 с последующим делением найденного произведения (то есть суммарного числа знаков в издании) на печатный объём. Когда выполняется деление ёмкости печатного листа на 40000, то определяется коэффициент ёмкости печатного листа. Его также возможно определить делением издательского объёма на печатный.
Структурные выделения в виде отдельных рубрик можно описать как выделения заголовков вспомогательных и иллюстративных текстов, задач и примеров, примечаний, находящихся внутри текста, а также специальных текстовых форматов таких, как таблицы. Это могут быть типичные заголовки, ставящиеся прямо перед текстом с целью большего отделения его начала от главного текста.
Структурно-техническими выделениями являются выделения символов (к примеру, прописных и строчных) для упрощения чтения, и дабы эти символы не сливались с другим текстом, в котором подобные символы могут выступать в качестве предлогов или союзов. Также это делается для того, чтобы отображение этих символов было таким же, как в формулах. Помимо этого, могут быть выделения в тексте численных номеров иллюстраций, которые являются условными обозначениями элементов изображения.