Кодирование информации
Для осуществления полноценного процесса передачи информации, при котором сам процесс должен успешно завершиться, а сообщение дойти от отправителя до получателя в полном объеме, который, в свою очередь, его правильно трактует, информацию необходимо закодировать.
Кодирование — это преобразование информации из одной ее формы представления в другую, наиболее удобную для её хранения, передачи или обработки.
Способы кодирования информации бывают различные и зависят они, в первую очередь, от целей кодирования.
Наиболее распространенными из которых являются:
- экономность (достигается сокращением записи);
- надежность (информацию необходимо засекретить таким образом, чтобы она была недоступна третьим лицам);
- удобство обработки или восприятия.
Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.).
Цели кодирования заключаются в доведении идеи отправителя до получателя, обеспечении такой интерпретации полученной информации получателем, которая соответствует замыслу отправителя. Для этого используются специальные системы кодов, состоящие из символов и знаков. Код представляет собой систему условных знаков (символов), предназначенных для представления информации по определенным правилам. В настоящее время понятие «код» трактуется по-разному.
Некоторые авторы (Р. Бландел, А. Б. Зверинцев, В. Г. Корольке и др.) понимают коды как любую форму представления информации или же как набор однозначных правил, используя которые сообщение можно представить в той или иной форме. Согласно этому определению человеческая речь может выступать в качестве одного из кодов. Это может означать, что в результате кодирования сообщение преобразуется в последовательность, состоящую из произносимых слов.
Другим вариантом трактовки термина «код», сформированного в технической среде под влиянием «математической теории связи (коммуникации)» и использования технических средств коммуникации, является условное преобразование, как правило, взаимно однозначное и обратимое, используя которое сообщения преобразовываются из одной системы знаков в другую. К примерам такого преобразования относят азбуку Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Для данного определения характерно четкое различие языка, который развивался вместе с человеком на протяжении всего этапа эволюции, и кодов, разработанных людьми для определенных целей и подчиняющихся четко сформулированным правилам.
В теории коммуникации кодирование представляют как соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата. При этом в разных конкретных случаях формы передачи информации могут быть различными, например: брошюры, листовки, рекламные ролики па заданную тему и т.д.
Декодирование информации
Декодирование — процесс восстановления изначальной формы представления информации, т. е. обратный процесс кодирования, при котором закодированное сообщение переводится на язык, понятный получателю. В более широком плане это:
а) процесс придания определенного смысла полученным сигналам;
б) процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
Если получатель правильно воспримет смысл сообщения, то его реакция будет именно такой, какую и ожидал от него отправитель сообщения. То, каким образом получатель будет расшифровывать сообщение, зависит, как правило, от его индивидуальных особенностей восприятия информации. Так как каждый человек в той или иной степени предвзято и субъективно оценивает события, то, соответственно разные люди воспринимают и понимают одни и те же события по-разному. И это непременно необходимо учитывать при трансляции информации и при коммуникации между людьми.
Модель кодирования/декодирования С. Холла
Особенности системы кодирования-декодирования, которая включает в себя обработку информационного сообщения с целью его передачи и осмысления потребителем, лучше всего рассмотреть на примере коммуникационной модели С. Холла. В основу его теории положены базовые принципы семиотики структурализма, которые предполагают, что любое смысловое сообщение можно сконструировать из знаков, имеющих как явные, так и подразумеваемые смыслы в зависимости от выбора, осуществляемого кодировщиком, т.е. коммуникатором. Согласно основному положению семиотики многообразие смыслов зависит от природы языка, являющегося инструментарием информационной системы, и от смысловых значений, которые заключены в комбинациях знаков и символов в рамках определенной социальной культуры, к которой принадлежат отправитель (кодировщик) и получатель (декодировщик).
Семиотика подчеркивает семантическую силу закодированного текста, рассматривает смысл информационного сообщения прочно внедренного в текст. С. Холл принимал базовые положения этого подхода, но, в свою очередь, внес в него ряд дополнений.
-
Согласно Холлу коммуникаторы часто кодируют сообщения, придерживаясь идеологических и пропагандистских целей, а для этого манипулируют языком и медиасредствами (сообщения приобретают «предпочтительный» смысл).
-
Получатели согласно Холлу не всегда обязаны принимать и декодировать сообщения в том виде, в котором они отправлены. Получатели оказывать сопротивление идеологическому влиянию, применяя при этом альтернативные оценки в соответствии со своим мировоззрением, опытом и взглядами на окружающую систему бытия.
Свою теорию С. Холл сформулировал, используя в качестве примера работу телевидения, но ее можно применить к любым видам средств массовой информации. Суть теории заключается в том, что медиасообщение, проходя на своем пути от источника до получателя, претерпевает ряд преобразований. В результате средства медиакоммуникации передают сообщения, конформные или оппозиционные по отношению к правящим властям, различным общественным, политическим и экономическим социальным институтам. Эти сообщения кодируются зачастую в форме устоявшихся содержательных жанров (к ним можно отнести новости политического, спортивного, экономического содержания; музыкальные передачи, сериалы и пр., в общем все то, что смотрят обыватели), имеющих очевидный содержательный смысл, актуализированную направленность и встроенные руководства для их интерпретации заинтересованной целевой аудиторией. Зрители же, в свою очередь, подходят к содержанию, предлагаемому СМИ, с другими «смысловыми структурами», которые строятся на их собственном здравом смысле, идеях и опыте.
Различные группы людей (или так называемые субкультуры) занимают разные социальные и культурные ниши этнопространства и по-разному воспринимают сообщения СМИ. В результате своих исследований С. Холл пришел к выводу, что декодированный смысл сообщения не обязательно должен совпадать с первоначальным смыслом, который был закодирован, хотя он и был опосредован уже сложившимися медиажанрами и общей языковой системой. Важным является и то, что декодирование может принимать направления, отличные от предполагаемого, т.е. получатели, образно говоря, могут читать между строк и даже сознательно искажать изначально заложенный смысл сообщения.
Теория Холла содержит ряд принципиальных положений, это:
- многообразие смыслов, заложенных в тексте;
- первичность получателя в определении смысла;
- наличие различных «интерпретативных» сообществ.
Таким образом, мы пришли к определению того, кто такой получатель.
Получатель — это лицо, для которого предназначена передаваемая информация, и которое может интерпретировать ее. Получателю, чтобы понять смысл передаваемого сообщения, нужно его раскодировать (декодировать). В качестве получателя могут выступать как один человек, так и группа лиц, общество в целом или любая его часть. Когда в качестве получателя выступает более одного человека, то это называют аудиторией коммуникации.
Получатель информационного сообщения должен обладать определенными характеристиками, которые представляю собой важные факторы, влияющие на эффективность коммуникации. Главным условием при этом становится способность получателя воспринимать и декодировать отправленное ему сообщение. Эта способность зависит от профессиональной компетентности получателя, его жизненного опыта, принадлежности к той или иной группе, ценностных ориентаций, общей культуры, образовательного и интеллектуального уровня, а также обусловлена социокультурными рамками коммуникативного процесса. Реакция получателя представляет собой основной индикатор эффективности коммуникации.
Мы подробно с вами разобрали непосредственно саму теорию кодирования и декодирования информационных сообщений, в частности модель Холла, которая в большей степени ориентируется на социум.
Однако эти два процесса широко используются во всех сферах жизнедеятельности человека: медицине, технике, образовании и т.д. И каждый из нас ежедневно с ними сталкивается независимо от того, что происходит в окружающей нас жизни.