Принципы информационной политики в органах социальной защиты
Применение компьютерных технологий в органах государственного соцобеспечения повышает эффективность их деятельности:
- растет продуктивность работы госслужащего за счет устранения рутинных элементов труда (заполнение бумажных форм, механический подсчет статистического материала и др.);
- появляется адресная нацеленность на работу с клиентом, получающим социальную помощь;
- становится возможным описание социальных проблем не только отдельного человека, но и семьи;
- сокращается количество ошибок при выдаче справок и другой документации.
Приоритетными направлениями в развитии информационных систем органов социальной опеки и защиты являются:
- разработка и внедрение единообразного программного обеспечения;
- постепенный отказ от устаревших программных комплексов, перевод их на современную базу;
- поддержка общих для органов социальной защиты справочников и классификаторов;
- создание единой базы данных по льготополучателям.
Внедрение компьютерных технологий в сферу социального обеспечения несет с собой и ряд проблем. В частности, теряется личный контакт соцработника с получающим социальные госуслуги, что ведет к нежелательному обезличиванию деятельности органов соцзащиты.
Применение информационных технологий в федеральных и региональных системах социальной защиты
На федеральном уровне ведутся работы по внедрению таких централизованных систем в сфере социального обеспечения, как:
- "Адресная социальная помощь";
- "Региональное социальное законодательство";
- "Назначение и выплата пособий";
- "Данные статистической отчетности по пенсионному обеспечению, медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения";
- "Данные статистической отчетности по семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации";
- "Учет ветеранов и участников Великой Отечественной войны";
- "Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы".
Рисунок 1. Компьютерная программа "Адресная социальная помощь". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во многих регионах России действуют региональные информационные системы на базе компьютерной техники. Вот некоторые примеры:
- "Льготы-справка" (предоставляет информацию о льготах для отдельных категорий граждан);
- "Обращение-учет" (аккумулирует сведения о письменных обращениях по вопросам пенсионного обеспечения, льгот, социально-бытового обслуживания);
- "Архив" (база персональных данных и пенсионных дел умерших, уехавших за границу, сменивших место жительства пенсионеров);
- "Пенсионер-транспорт" (сведения об обеспечении транспортными средствами инвалидов, а также о выплате компенсаций за топливо и услуги общественного транспорта);
- "Пенсионер-справка" (выдача по запросу информации об объеме пенсии, пособия, компенсации и др.).
Рассмотрим более подробно внедрение информационных технологий на региональном уровне на примере Республики Татарстан.
Информатизация социальной сферы на примере Республики Татарстан
Республика Татарстан является одним из регионов, интенсивно внедряющих информационные технологии в государственном управлении. Для оптимизации деятельности правительства в социальной сфере в 2014 году пущена в строй информационная система «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (ГИС «СРН РТ»).
Рисунок 2. Вход на портал "Госуслуги Татарстана". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В электронный формат переведены назначения пособий, компенсаций и других социальных выплат, таких, как:
- основной и дополнительной компенсаций родительской платы за присмотр и уход за ребенком в школах;
- ежемесячной выплаты на проезд пенсионерам;
- субсидии на оплату жилья инвалидам;
- ежемесячного пособия на ребенка;
- субсидии на оплату жилья многодетным семьям;
- ежемесячной субсидии на проезд учащимся из многодетных семей;
- субсидии на приобретение лекарств для ребенка до 6 лет из многодетных семей.
Благодаря переносу процедур по получению указанных льгот в публичное Интернет-пространство, у граждан Татарстана есть возможность получать социально-значимые услуги без выезда в учреждения социальной защиты. ГИС «СРН РТ» ежемесячно информирует получателей социальных услуг с помощью sms-сообщений.
В подсистеме ГИС «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в РТ» содержится более 14 тысяч электронных карточек. Это способствует раннему выявлению, учету, реабилитации, мониторингу проблемных семей. Во многом благодаря этой системе с учета уже снято более 11,5 тысяч "трудных" детей.
В республике также внедрена обновленная версия ведомственной компьютеризированной системы в сфере занятости. Ее характеризует более современная архитектура, более надежная и производительная система управления базами данных с высокой степенью защиты информации. Благодаря внедрению этого программного продукта, в центрах занятости сформировалась единая система работы по приему граждан и ведению персонального учета.
На Портале госуслуг РТ реализованы электронные услуги ЗАГС:
- прием заявлений на регистрацию брака;
- прием заявлений на регистрацию рождения;
- прием заявлений на регистрацию смерти;
- прием заявлений на регистрацию расторжения брака;
- прием заявлений на выдачу повторных свидетельств, справок об актах гражданского состояния;
- оплата госпошлин;
- запись на прием к специалистам.
Доля получающих услуги ЗАГС в электронном виде в регионе - около 80%.
С 2011 г. в Татарстане действует АИС «Электронный детский сад». Эта система позволила перевести в электронный формат процедуру подачи заявлений на зачисление в сад или ясли, обеспечила возможность контролировать очередь. С ее помощью родители могут выбрать месторасположение, узнать перечень предоставляемых услуг, а также оплатить услуги дошкольного образовательного учреждения.
Рисунок 3. Электронная очередь в детские сады. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ