Информационные системы в образовании — это использование передовых достижений информационных технологий в сфере образования.
Применение информационных систем в образовании
Использование информационных систем меняет структуру организации учреждений образовательной сферы и обязанности всех, участвующих в образовательном процессе, улучшает методики нахождения и анализа информационных данных о текущем положении объекта управления. На сегодняшний день образовательная информационная система является комплектом разных программных приложений, предназначенных для автоматизации базовых процессов. Главной целью и основным направлением данных информационных систем является формирование единообразного информационного пространства образовательной сферы. Разрешение данной проблемы должно начинаться с однозначного и полного описания выбранных предметов в информационном пространстве с учётом различий в операционных системах и приложениях. Информационная система, следует это подчеркнуть, должна выполнять все предъявленные к ней требования в течение всего своего жизненного цикла.
Полноформатную работу сегодняшних образовательных учреждений уже невозможно представить без аналогичных систем, поскольку люди не способны справиться с огромным числом различной информации по отдельности, без посредничества специальных программных приложений. Программные приложения, появляющиеся на рынке и предназначенные для автоматизации учебных процессов, имеют следующие цели:
- Облегчение и упрощение работы администрации и преподавательского состава, сокращение временных затрат на исполнение стандартной рутинной работы и увеличение времени, посвящаемого собственно процессу обучения.
- Обеспечение сбора, обработки и анализа информации об учебных, воспитательных или иных процессах для выработки оптимальных решений.
- Формирование единой информационной инфраструктуры учебной организации.
- Организация информационного взаимодействия среди всех сотрудников учебной структуры и управляющими органами разного уровня.
Информационные технологии в области среднего образования
Самым важным компонентом сегодняшней образовательной среды считаются электронные образовательные ресурсы. К их числу могут быть отнесены:
- Информационные хранилища электронных ресурсов образования в интернете.
- Ресурсы мультимедиа, а именно - электронные учебники, интерактивные издания и так далее.
- Сформированные преподавательским составом учебного заведения собственные образовательные ресурсы в электронном формате - различные презентационные и обучающие видео файлы, интерактивные тесты и так далее.
Электронный учебник является формой учебника, обладающего огромными возможностями, позволяющими организовать образовательный процесс и использовать его как источник информации, а также как инструмент для проведения практических лабораторных работ, выполнения письменного задания, обзора различных процессов и прочее. Учебная работа с применением электронного учебника позволяет вести учёт индивидуальных темпов обучения, требуемую очерёдность предоставления учебных материалов и различные форматы его освоения. Обширные ресурсы мультимедиа и интерактивные компоненты, тесты и виртуальные лаборатории, отсутствующие в печатных изданиях, предоставляют все возможности для формирования индивидуальных процессов обучения.
Электронный учебник осуществляет следующие главные функции:
- Источник информации для обучения, который раскрывает в понятном для учеников формате рекомендуемое стандартами образования содержание.
- Средство обучения, при помощи которого организуется образовательный процесс, включая самообразование учеников.
Для педагогических работников достоинства учебника в электронном формате состоят в следующем:
- Огромное число существующих электронных ресурсов образования и их чёткая и ясная привязка к содержанию учебников практически всегда при осуществлении подготовки к уроку не требуют самостоятельного подбора педагогом иллюстрирующих материалов и добавочной информации.
- Присутствие множества практических и контрольно-измерительных образовательных ресурсов в электронном формате дают возможность осуществлять повышение уровня интенсивности тренинга по выполнению заданий, а также вести оперативный контроль знаний с автоматизированной итоговой проверкой.
- Реализация новых форматов учебной работы, которые базируются на самостоятельной работе учеников с учебными материалами и включают компоненты исследований.
- Процесс обучения становится более индивидуальным для групп учеников с различным уровнем знаний предмета, а также непосредственно для каждого ученика.
Достоинства электронных учебников для учеников следующие:
- Повышенный уровень наглядности учебных материалов, достигаемый применением разнообразных объектов мультимедиа иллюстративного и интерактивного характера.
- Лёгкая доступность требуемого учебного материала, которая обеспечена наличием интерактивного оглавления и навигационного инструментария, системы ссылок на электронные объекты и наличием гиперссылок на наружные информационные ресурсы, а также возможностью поиска по ключевому слову.
- Возможность проверить, а также проверить самостоятельно, знания с оперативной выдачей итогов и возможность обратиться повторно к плохо освоенному материалу.
- Электронный учебник является устройством с набором установленных электронных учебников по всем необходимым предметам, но существенно меньшего размера и веса, чем все необходимые печатные учебные материалы.
- Визуальное представление материала в индивидуальном формате, то есть возможность коррекции размеров шрифта, а также возможность корректировать яркость и контрастность.
Очень важным компонентом современного электронного образования является дневник в электронном формате. Электронные журнал и дневник являются сервисами, которые позволяют всем участникам процесса обучения иметь доступ ко всей необходимой им информации.