Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игра «Управление обратным маятником»

Игра «Управление обратным маятником» — это задача, которая может быть решена методами теории управления.

Общие сведения об обратном маятнике

Замечание 1

Перевернутым или обратным маятником является маятник, у которого центр масс располагается выше своей точки опоры и который закреплен на конце жесткого стержня.

Иногда точка опоры может быть закреплена на тележке, способной перемещаться в горизонтальном направлении. Причем, если нормальный маятник обладает устойчивым положением, провисая вниз, обратный маятник по своей физической природе является неустойчивым и должен все время подвергаться балансированию, для того чтобы остаться в вертикальном положении. Балансирование может осуществляться при помощи использования крутящего момента к опорной точке или при помощи перемещения точки опоры по горизонтали, что выступает как обратная связь системы. В качестве простейшего демонстрационного примера можно привести балансировку карандаша на кончике пальца.

Обратный маятник считается стандартной проблемой динамики и теории управления и повсеместно применяется как эталон для тестирования алгоритмов управления, таких как ПИД - регуляторы, нейронные сети, нечеткое управление, генетические алгоритмы и так далее. Проблематика обратного маятника сопряжена с осуществлением наведения ракет, поскольку двигатель ракеты располагается ниже центра тяжести, что может вызывать аэродинамическую нестабильность. Данная проблема была разрешена, к примеру, в сегвее (Segway), то есть, в электрическом самобалансирующемся транспортном средстве или иначе средстве индивидуальной мобильности от корпорации Segway Inc., которое имеет два колеса, расположенные по обе стороны от водителя и по внешнему виду напоминающее колесницу.

Еще одним методом стабилизации обратного маятника может служить быстрое колебание вверх и вниз основания. В таком случае можно обходиться без наличия обратной связи. Когда колебания являются достаточно сильными, имея в виду его ускорение и амплитуду, то обратный маятник способен стабилизироваться самым удивительным образом. Когда движущаяся точка колеблется согласно простым гармоническим колебаниями, то движение маятника может быть описано функцией Матье. В качестве примера можно привести балансировку людей и предметов, к примеру, в акробатике, или катание на одноколесном велосипеде. Обратный маятник являлся центральным элементом при проектировании ряда ранних сейсмографов.

«Игра «Управление обратным маятником»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игра «Управление обратным маятником»

Рассмотрим задачу стабилизации шеста, который расположен на подвижной платформе, как показано на рисунке ниже.

Шест на подвижной платформе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Шест на подвижной платформе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Шест может удерживаться в вертикальном состоянии путем коррекции скорости движения тележки. Управление шестом на тележке может быть описано Марковским процессом. В подобных процессах управляющее воздействие должно определяться лишь текущим состоянием объекта управления и не должно иметь зависимости от предшествующих состояний. Для данных процессов можно применить принцип оптимальности Беллмана.

Задача может быть решена с применением объекта CartPole-v1 библиотеки gym. Для того чтобы решить задачу, следует в каждом состоянии s объекта управления оптимально определить воздействие a, которое оказывается на тележку с шестом. Существуют следующие возможные варианты действий:

  1. Подтолкнуть тележку в левую сторону.
  2. Подтолкнуть тележку в правую сторону.

Задача, связанная со стабилизацией шеста на тележке должна решаться при помощи агента, который взаимодействует со средой, способной фиксировать, в том числе и состояние объекта, представленного тележкой с шестом.

Среда должна передать агенту состояние объекта управления и награду за действие агента, которое перевело объект в текущее состояние. Агент, после получения от среды информации о состоянии объекта и полагающуюся награду, должен определить следующее действие, которое будет, как он полагает, самым правильным, учитывая сложившиеся обстоятельства. Сведения о принятом решении он должен передать среде, которая и будет предпринимать соответствующее действие. Структурная организация данного алгоритма приведена на рисунке ниже.

Алгоритм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Алгоритм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

CartPole-v1 является моделью среды, где присутствует возможность управления тележкой, по центру которой при помощи шарнира прикреплен шест, являющийся обратным маятником. Тележка может передвигаться по горизонтальному рельсу, причем силы трения и сопротивления не учитываются. Шест в момент начала симуляции, то есть, игры, располагается практически в вертикальном положении.

Конечной целью игры является предотвращение падения шеста. Это может быть достигнуто за счет коррекции скорости тележки. Скорость изменяется в результате воздействия на тележку горизонтальной силы, которая может равняться плюс или минус единице.

Среда должна задаваться состоянием, действием, наградой, начальным состоянием, а также флагом, означающем завершение эпизода. Состояние может описываться при помощи следующих величин:

  1. Положение тележки, которое может принимать значения в диапазоне $[-4.8, 4.8]$.
  2. Величина скорости тележки.
  3. Значение угла отклонения шеста от вертикального положения, которое может принимать значение в диапазоне $[-24°, 24°]$.
  4. Величина скорости изменения угла наклона шеста.

Воздействие способно принимать следующие два значения:

  1. Значение, равное нулю, которое означает толчок тележки влево, то есть, приложение к тележке горизонтальной силы, равной плюс единице.
  2. Значение, равное единице, которое означает толчок тележки вправо, то есть, приложение к тележке горизонтальной силы, равной минус единице.

Награда на любом шаге равняется единице, в том числе и на последнем шаге.

Начальное состояние может задаваться при помощи датчика равномерно распределенных случайных чисел. Случаи завершения эпизода могут быть следующими:

  1. Значение угла шеста вышло из диапазона $[-24°, 24°]$.
  2. Расположение тележки вышло из допустимого диапазона $[-4.8, 4.8]$.
  3. Значение длины эпизода превысило пятьсот.
Дата написания статьи: 23.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot