Человеко-машинный интерфейс — это интерфейс, обеспечивающий связь между компьютерным оборудованием и пользователем, который дает возможность пользователю решить поставленную задачу.
Сущность и предназначение человеко-машинного интерфейса
Человеко-машинным интерфейсом называются методики и средства, которые обеспечивают непосредственное взаимодействие между пользователем и компьютерным оборудованием и предоставляют пользователю возможность управления этим оборудованием и контроля за его работой. Человеко-машинный интерфейс организует взаимосвязь между компьютерным оборудованием и пользователями, что даёт возможность пользователю достигнуть намеченные цели, с успехом решать сложные задачи.
Главной задачей взаимодействия человека и компьютера считается повышение удобства работы пользователя с компьютерной техникой. Интерфейс программного продукта необходимо проектировать так, чтобы у пользователя появлялось желание использовать именно этот программный продукт. Это означает, что целью формирования эргономичного интерфейса является отображение информационных данных так эффективно, как это позволяет человеческое восприятие. Необходимо обеспечить такое структурное отображение информации на дисплее, чтобы оно привлекало внимание к самым значимым информационным элементам. А главной целью является минимизация общей отображаемой на дисплее информации и представление только той, которая будет самой необходимой пользователю.
Базовые принципы реализации интерфейса
Главным преимуществом отличного пользовательского интерфейса является то, что пользователь постоянно ощущает, что он контролирует работу программного обеспечения, а не наоборот. Чтобы у пользователя сформировалось такое мнение «внутренней свободы», у интерфейса должен быть целый набор определённых характеристик:
- Интерфейс должен быть естественным.
- Интерфейс должен обладать свойством согласованности.
- Интерфейс должен быть дружественным, то есть осуществлять принцип «прощения пользователя».
- Необходимо соблюдение принципа «обратной связи».
- Интерфейс должен обладать простотой.
- Интерфейс должен обладать гибкостью.
- Интерфейс должен иметь эстетическую привлекательность.
Под естественностью интерфейса понимается такой аспект, что он не принуждает пользователей кардинально менять знакомые им методы разрешения задач. Это, к примеру, значит, что оповещения и итоги, выводимые программным продуктом, должны быть ясны и понятны без дополнительного объяснения.
Согласованность даёт возможность пользователю использовать уже накопленные умения в новых заданиях, изучать новые моменты более быстро, что позволяет сфокусировать основное внимание на разрешаемой проблеме, а не затрачивать время на понимание отличий в применении каких-либо новых компонентов управления, операций и так далее. Обеспечение преемственности приобретённых раньше познаний и умений, согласованность, делают интерфейс понятным и предсказуемым. Свойство согласованности является важным для всего интерфейса в общем, в том числе это касается имён команд, визуального представления информации и поведения интерактивных элементов. Чтобы реализовать свойство согласованности в проектируемом программном продукте, нужно учесть следующие моменты:
- Поддержка согласованности в границах программного приложения. То есть, одной и той же командой можно выполнять одинаковые функции в любом месте программы, причём одинаковым способом.
- Поддержка согласованности в границах рабочей среды. Осуществляя поддержку согласованности с интерфейсом, который предоставлен операционной системой (к примеру, ОС Windows), программа пользователя должна учитывать тот пользовательский опыт, который он уже приобрёл при использовании других приложений.
- Поддержка согласованности в применении метафор. Когда работа некоего объекта программы уходит за границы того, что, как правило, понимается под его метафорой, то у пользователей могут появиться проблемы при обработке такого объекта.
Пользователь, как правило, приобретает навыки работы с новым программным приложением способом проб и ошибок. Удобный и правильный интерфейс обязан учитывать наличие такого подхода. На всех этапах работы он обязан давать разрешение только на определённый операционный набор и выдавать предупреждение пользователю в ситуации, где возможно причинение вреда системе или информационным данным. Оптимальным считается вариант, когда пользователь может выполнить отмену или коррекцию своих уже осуществлённых операций. Даже если интерфейс отлично выполнен, это не исключает возможности различных пользовательских ошибок. Ошибки могут быть разной природы, а именно:
- Физические ошибки, то есть случайное обращение пользователя к неверной команде или информации.
- Логические ошибки, то есть выбор неверного решения на использование команды или информации.
Эффективная интерфейсная организация должна предупреждать ситуации, ведущие к ошибочным действиям. Интерфейс также обязан иметь возможность адаптации к вероятным ошибочным действиям пользователей и должен упрощать методы ликвидации последствий этих ошибок.
Нужно, чтобы постоянно была обратная связь для пользовательских операций. Все действия пользователей должны быть подтверждены визуально, а иногда и звуковым сигналом. То есть, это подтверждение, что программа восприняла заданную команду. Обратная связь имеет эффект в том случае, если она выполняется вовремя, то есть максимально близко к моменту последнего обращения пользователя к системе.
Интерфейс должен обладать простотой, но не упрощенчеством, а обеспечением его лёгкого изучения, освоения и применения. Проектирование оптимального интерфейса должно обеспечить баланс простоты и широкого набора функциональных возможностей.