Виртуальная реальность — это придуманное мироощущение, сформированное при помощи технических устройств.
Введение
Виртуальные мироощущения являются необычными и завлекающими. технические устройства формируют в воображаемом пространстве зону, где осуществляются любые мечтания, разрешаются проблемные вопросы, выполняются пожелания. Если фантазии и галлюцинации существует только внутри человека, то виртуальная реальность является местом, в котором отображается большое количество реальных компонентов внешнего мира.
Окунаясь в виртуальную реальность, человек погружается в другое измерение своего подсознания, в котором все его мысли перекладываются не на реальную окружающую среду, а на придуманные программистом компьютерные видения. По мере вовлечения человека в развитие виртуального сюжета, он в своём воображении додумывает видимые картины, предоставляемые компьютером, вкладывая в них актуальный для себя индивидуальный смысл. Формируя или обнаруживая близкую им виртуальную реальность, люди начинают возлагать на неё всё больше надежд, предполагая обрести те возможности, которые они не в состоянии получить в реальной действительности. Все главные жизненные действия они перемещают в виртуальный мир, в котором постепенно начинают проводить все больше и больше времени.
История виртуальной реальности
Мысли о виртуальном мире прямо применялись в схоластике, где они высказывались путём противопоставления, с одной стороны, неких субстанций, а с другой стороны потенциальных объектов. При помощи виртуальных понятий в схоластике пытались решать задачи типа, возможности совместного существования реалий различных уровней, формирования сложных объектов из простых элементов. Такие задачи разрешались путём предположения, что есть реальность второго уровня (пределом является божественная реальность), в которой присутствует виртуальная энергия, предоставляющая силы для осуществления акта. Научная картина мира, появившаяся в новые времена, признавала только один тип реальности, а именно природная реальность. Но такая картина мира имела внутренние противоречия. Если брать простые события, например, притяжение пары объектов, то ещё можно ссылаться на то, что это мировой закон (закон всемирного тяготения). Но для событий более высокого уровня, к примеру, отношения между двумя людьми, необходимо признать какие-то промежуточные уровни реальности, которые смогут объяснить, почему иногда отношения относятся к закону одного типа, а иногда к закону другого типа. В двадцатом веке идея виртуальности возродилась как реакция на трудности новой европейской науки.
Смысл виртуальной реальности не является новым ещё по одному главному параметру, а именно по искусственно созданному миру. Если считать, что виртуальная реальность является искусственной, сформированной реальностью, то следует заметить, что как раз в этой реальности люди находятся изначально. Люди по своей природе являются не в полном смысле природными существами. В некотором смысле, они символические существа, а поэтому и весь мир людей тоже является чем-то искусственно созданным.
Мифы и саги, романы и летописи, поэзия и культура образуют искусственный мир, сформированный самими людьми, который в определённом смысле может считаться виртуальным. Конечно, реализован такой мир другими методами, не компьютерными программами, а единством воображения читателя и автора, их совместным умением обживать эти выдуманные культурные миры. А двадцатый век, где произошло взрывное развитие средств массовой информации, формирует все представления людей об окружающем мире именно с их помощью. Другими словами, все реалии современных людей в некотором смысле искусственны. Они все спроектированы, сформированы искусственно, и в таком разрезе виртуальны.
Термин искусственная реальность впервые использовал Майрон Крюгер в конце шестидесятых годов прошлого века, а в конце восьмидесятых годов Ярон Ланьер сформулировал уже общеизвестный сегодня термин «виртуальная реальность».
Виртуальная реальность сегодня
Сегодня системы виртуальной реальности повсеместно используются в разных сферах деятельности людей. Общая стоимость технологического рынка виртуальной реальности составляет примерно пятнадцать миллиардов долларов в год. Технологии виртуальной реальности имеют два аспекта:
- Гуманитарный аспект.
- Технологический аспект.
Гуманитарный аспект подразумевает развитие виртуальной реальности в таких сферах, как сфера философии, психологии, педагогики и некоторых других.
Философский подход, применяемый при анализе виртуальной реальности, называется «виртуалистикой». Можно выделить следующие особенные характеристики виртуальной реальности, вне зависимости от её происхождения (физического, психологического, социального и других):
- Порождающая реальность. Производство виртуальной реальности за счёт активности иных реальностей, которые являются внешними относительно неё.
- Параметр актуальности. Виртуальная реальность является актуальной лишь в данный момент, то есть пока есть активность порождающей реальности.
- Параметр автономности. Имеется ввиду, что в виртуальной реальности свой отсчёт времени, свои пространственные координаты, свои жизненные правила.
- Параметр интерактивности. Виртуальная реальность взаимодействует с остальными типами реальностей, включая порождающую, независимо от них в плане онтологии.
Порождающая реальность считается константной реальностью, а виртуальная реальность нет. Термины «константный» и «виртуальный» относительные по отношению друг к другу. Виртуальная реальность способна создать виртуальную реальность более высокого уровня. Тогда она будет по отношению к ней константной реальностью.