Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление жизненным циклом ИТ-сервисов

Определение 1

Управление жизненным циклом ИТ-сервисов — это планирование, учёт и отслеживание состояния сервисов информационных технологий (ИТ).

Введение

С расширением объёма задач на сегодняшних предприятиях, которые можно решить с использованием информационных технологий, и переходом очень многих процессов бизнеса в цифровой формат, существенно изменяется роль отделов информационных технологий в организациях. Успешность компании стала сильно зависеть от эффективности её сервисов по информационным технологиям в решении задач управления, поддержки конкурентоспособности и удовлетворении постоянно возрастающих потребительских запросов.

Чтобы качественно решать задачи сервисного обслуживания и клиентской поддержки, следует ясно обозначать список оказываемых услуг и организовать их доступность для тех, кому они необходимы. Причём ИТ-сервисы обязаны обеспечить оптимальность предоставления и поддержки данных услуг.

Управление жизненным циклом ИТ-сервисов

Понятие ИТ-сервиса (услуги) напрямую связано с проблемой управления качеством и базируется на измеримых параметрах качества. ИТ-сервисы не являются чем-то статичным, они в естественном порядке меняются согласно возникающим задачам и потребностям их порождающим. Это означает, что исследования эффективности управления ИТ-сервисами, подразумевают управление жизненным циклом этих сервисов. Услуги, которые предоставляют ИТ-сервисы, как правило, могут поддерживаться разными системами и технологиями. Набор многопользовательских услуг может поддерживаться ИТ-сервисами, состоящими из многих элементов, таких как, серверы, информационные базы данных, сетевое оборудование и программные средства.

Персональные услуги могут распространяться на вычислительные средства типа ноутбуков или персональных компьютеров, а также на информационные ресурсы пользователей, таких как, учётные записи пользователей, использующих приложения и многое другое.

Все информационные системы от момента их реализации до завершения эксплуатации и утилизации должны пройти ряд этапов, являющихся уникальными и необходимыми для достижения установленной цели.

«Управление жизненным циклом ИТ-сервисов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Жизненным циклом организации является динамичный и интерактивный процесс, при котором организация меняется при помощи внедрения новых процессов бизнеса, новых информационных технологий и применения новых возможностей. При осуществлении жизненного процесса организации выполняется обслуживание, внедрение и удаление разных компонентов организации. Понятие жизненного цикла организации считается ключевым моментом, понимание которого является важным для понимания архитектуры организации.

Главной целью применения концепции жизненного цикла является возможность соединить в единое целое разные компоненты организации, чтобы оценить их с более обобщённой позиции. Понятие жизненного цикла организации считается интеграционным, так как имеет в своём составе другие жизненные циклы, включая относящиеся к сфере ИТ-сервисов. На рисунке ниже представлена модель вложенности жизненных циклов организации.

Модель вложенности жизненных циклов организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модель вложенности жизненных циклов организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Когда организация только сформировалась и выходит на рынок, создаётся его первая архитектурная организация и начинается применение первых ИТ-сервисов, без использования которых сегодня работа организации практически нереальна. При этом внутри жизненного цикла организации появляются сразу два вложенных цикла:

  1. Жизненный цикл организации.
  2. Жизненный цикл информационных систем (ИТ-сервисов).

По мере того, как организация осваивает рынок и занимает новые позиции, руководящие органы организации ставят перед собой новые цели. Обычно эти цели делятся на:

  1. Краткосрочные (в пределах трёх месяцев).
  2. Среднесрочные (в пределах года).
  3. Долгосрочные (от трёх до пяти лет).

На всех этапах жизненного цикла организации, её руководящим органам нужно сформировать целевую модель, следование которой даст возможность организации идти к поставленной цели и достичь её. Чтобы достигнуть целевую модель необходимо поменять сформированную раньше архитектуру организации и информационных систем и ИТ-сервисов. Выполняется постепенное управляемое перемещение от нынешнего состояния организации к состоянию, заложенному в целевой модели.

По достижении организацией требуемого состояния, выполняется переосмысливание целей. Состояние организации, которое раньше было целевым, становится текущим, а цели организации снова меняются согласно ситуации на рынке и планам руководящих органов. Подобные циклы, сопряжённые с коррекцией архитектуры организации и информационных систем, могут выполняться много раз внутри единого жизненного цикла организации.

Как видно из приведённого выше рисунка общая траектория жизненного цикла организации обладает определённой верхней точкой. С течением времени организация выходит на пик своего развития, где обычно происходит окончательная фиксация архитектуры организации и информационных систем, включая ИТ-сервисы. Конечно, её жизненный цикл на этом не завершается, информационные системы и сервисы могут и дальше меняться. Но в ряде случаев в силу различных причин организация может продолжить движение по представленной траектории к постепенному выходу с рынка.

Для всех многократных переходов от текущего архитектурного состояния к очередной целевой модели обычно формируется «дорожная карта». Чтобы её сформировать осуществляется углублённый анализ несоответствия текущего состояния бизнеса, ИТ-сервисов и приложений с их целевой моделью, созданной для очередного этапа. Как правило, «дорожная карта» подобных переходов состоит из интегрированных проектов с разными приоритетами, исполнение которых требуется для достижения намеченной цели. В том числе эти проекты включают создание новой, современной инфраструктуры информационных технологий и ИТ-сервисов.

Дата написания статьи: 30.12.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot