Понятие информационной системы
Под системой понимают множество элементов, которые находятся в отношениях и связях между собой, образующее определенную целостность, единство с целью достижения поставленных целей.
Системы значительно различны по составу и по основным целям. Например, система в виде организации состоит из персонала, оборудования, материалов, помещений и т.п., главной целью которой является производство товаров. Электронно-вычислительная машина, которая также является системой, состоит из электронных и электромеханических элементов, различных линий связи и т.д. и предназначена для обработки данных.
Рассмотрим информационную систему, состоящую из компьютеров, компьютерных сетей, людей, информационного и программного обеспечения основной целью которой является производство профессиональной информации.
Информационная система (ИС) – система, которая предназначена для хранения, поиска и обработки информации с помощью соответствующих организационных ресурсов (человеческих, технических, финансовых и т. д.), обеспечивающих и распространяющих информацию.
Информационная система должна своевременно обеспечивать определенных людей необходимой информацией, т. е. удовлетворять конкретные информационные потребности в рамках определенной предметной области. Результат работы ИС – информационная продукция в виде документов, информационных массивов, баз данных и информационных услуг.
Таким образом, информационная система – это взаимосвязанный набор различных средств (информационные, технические, программные, математические, организационные, правовые, эргономические, лингвистические, технологические и др.) и персонала, который предназначен для сбора, обработки, хранения и выдачи информации и принятия управленческих решений.
Информационные системы обладают следующими свойствами:
- каждая ИС может подвергаться анализу, строиться и управляться на основе общих принципов построения сложных систем;
- для построения ИС необходимо использование системного подхода;
- информационная система является динамичной и развивающейся;
- ИС воспринимается как система обработки информации, которая состоит из компьютерных и телекоммуникационных устройств и реализована на базе современных технологий;
- результатом функционирования ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;
- участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
В информационной системе выполняются следующие действия над информацией:
- информация вводится из внешних и внутренних источников;
- входящая информация обрабатывается;
- информация хранится для дальнейшего использования;
- выводится в удобном для пользователя виде;
- обеспечивается обратная связь, т.е. информация, переработанная в данной организации, представляется для корректировки входящей информации.
Этапы развития информационных систем
Первые информационные системы появились в 1950-х годах и предназначались для обработки счетов и расчета зарплаты и были реализованы на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Их использование приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
В 1960-х годах информацию, полученную из ИС, начали применять для периодической отчетности по многим параметрам. С этой целью организации использовали компьютерную технику, способную выполнять множество функций кроме обработки счетов и расчета зарплаты.
В 1970-х – начале 1980-х годов ИС широко используются как средство управленческого контроля, которое поддерживает и ускоряет процесс принятия решений.
В конце 1980-х годов ИС стают стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Своевременное предоставление необходимой информации с помощью ИС помогало организации в достижении успеха в своей деятельности, создании новых товаров и услуг, отыскании новых рынков сбыта, обеспечении достойными партнерами, организации выпуска продукции по низкой цене и т.д.
Классификация информационных систем
Существует несколько видов классификаций ИС по различным критериям: по степени распределенности (настольные и распределенные), по степени автоматизации (ручные, автоматические, автоматизированные), по характеру обработки данных (информационно-поисковые или информационного справочные и информационно-решающие или ИС обработки данных) и т.д.
Достаточно широко используется классификация ИС по степени автоматизации:
- Ручные – ИС без использования компьютерной техники. По существующим определениям в принципе существовать не могут, т.к. должны содержать аппаратно-программные средства.
- Автоматизированные – ИС, автоматизация в которых может быть неполной (необходимо постоянное вмешательство персонала).
- Автоматические – ИС, автоматизация в которых является полной (вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически).
Информационные системы предназначены для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Таким образом, для каждой предметной области существует ей соответствующий тип ИС. Т.к. число предметных областей огромное, то рассмотрим лишь некоторые из типов ИС по предметным областям:
- экономическая ИС – информационная система, которая предназначена для выполнения функций управления на предприятии;
- медицинская ИС – информационная система, которая предназначена для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении;
- географическая ИС – информационная система, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).