Введение
В современных реалиях информация приобрела определяющее значение, а её объемы постоянно возрастают. Необходимость в систематизации информации предопределила изобретение людьми различных схем, каталогов, таблиц для удобного применения данных. Эпоха повсеместной компьютеризации предоставила возможность быстрой и удобной систематизации данных при помощи баз данных.
Под базой данных понимается организованная на машинном носителе совокупность связанных взаимно данных, которая содержит сведения о разных сущностях единой предметной сферы, то есть, реальных объектах, процессах, событиях или явлениях. Самым простым примером базы данных могут служить больничные картотеки, поскольку там информация сохраняется строго в заданном порядке и по предписанным подразделам.
Сегодня базы данных могут расцениваться как электронные информационные хранилища, доступ к которым может осуществляться с одного или нескольких персональных компьютеров, что определяется архитектурной организацией системы. Работа с такими автоматизированными информационными системами выполняется при посредстве систем управления базами данных (СУБД), то есть, программных средств, предназначенных для создания, заполнения, обновления и удаления баз данных.
Разработка и внедрение информационной системы по продаже авиабилетов
Информационная система «Продажа авиабилетов» призвана автоматизировать процесс продажи авиабилетов на разные рейсы, а также вести учет проданных билетов и учет пассажиров, которые купили билеты. Информационная система в общем является автоматизированной системой, предназначенной для организации, сохранения, пополнения, поддержки и представления пользователю информации согласно его запросам.
Область предназначения всех информационных системы, то есть, предметная область, является некоторым информационным пространством, содержащим совокупность информационных объектов. Любой из объектов можно описать с позиции систем организации и сохранения, ввода, обработки и поиска информации, систем информационного потребления и взаимных связей этого объекта с другими объектами выбранной предметной сферы. В общем варианте информационное пространство является неоднородным, поскольку может содержать информационные объекты, которые различаются по способам формирования, организации и пополнения информации.
Процесс автоматизации учета продаж достаточно хорошо изучен. Сформировано большое количество информационных систем, предназначенных для автоматизации. Но большинство этих разработок, невзирая на ряд имеющихся достоинств, не учитывают специфику деятельности компании, поскольку у каждой организации свои требования к автоматизируемым процессам.
Предметной областью может быть рабочее место кассира по продаже билетов в кассе аэрофлота. В процессе работы кассира продаются билеты на необходимые рейсы, а далее идёт регистрация пассажиров аэрофлота и обработка их записей в базе данных. Регистрация пассажиров и оформление билета выполняется через основную форму. Затем информация из основной формы должна заноситься в базу данных. На основе записей из базы данных формируется посадочная ведомость, а также может быть составлен отчет по доходам за выбранный период.
При заполнении базы данных кассир осуществляет контроль наличия свободных мест на каждом рейсе. Если свободные места данный на рейс отсутствуют, то кассир может предложить пассажиру воспользоваться другим рейсом, который полетит в нужный пункт в ближайшее время. В обязанности кассира также вменяется процедура возврата купленных билетов и корректировка данных клиента в базе данных.
Договор между пассажиром и аэрофлотом на пассажирские перевозки оформляется при помощи билета, который выдаётся клиенту кассиром. В выдаваемом пассажиру билете должны присутствовать следующие пункты:
- Фамилия, имя и отчество (ФИО) пассажира.
- Полный номер паспорта пассажира.
- Адрес прописки пассажира.
- Наличие у пассажира визы.
- Тип перевозимого пассажиром багажа.
- Вес багажа, перевозимого пассажиром.
- Номер рейса отправления.
- Номер билета.
На рисунке ниже приведена информационно-технологическая схема работы информационной системы по продаже авиабилетов.
Рисунок 1. Информационно-технологическая схема работы информационной системы по продаже авиабилетов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На информационно-технологической схеме показаны наименования документов, которые являются информационными источниками для решения соответствующей задачи. К функциям, которые необходимо реализовать в рассматриваемых задачах, следует отнести:
- Осуществление регистрации пассажиров аэропорта.
- Коррекция учетной информации пассажиров аэропорта.
- Выполнение операций по возврату билета.
- Формирование посадочной ведомости.
- Формирование отчета по продажам билетов.
Для оперативного контроля наличия свободных мест на рейсах следует организовать автоматизированный учет регистрации пассажиров и закрепленных за ними пассажирских мест. В этой задаче должна быть организована возможность по запросу пользователя формировать данные о наличии свободных мест на рейсах.
Для оперативного выбора рейса до указанного пассажиром пункта назначения следует организовать автоматизированную выборку ближайшего рейса из списка рейсов по введённому заранее пункту посадки и автоматизированной проверки наличия свободных мест на выбранном рейсе.
На основании имеющихся данных (о номенклатуре рейсов, списке пассажиров, номенклатуре самолетов и других) по запросам пользователей должен в автоматизированном режиме формироваться отчет по доходам аэропорта за указанный период с группировкой по присутствующим в базе данных маршрутам.
На рисунке ниже показана информационная модель задачи автоматизации учета продажи билетов.
Рисунок 2. Модель задачи автоматизации учета продажи билетов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представленная автоматизированная система использует в своей работе справочники билетов, рейсов, пассажиров. Каждый справочник должен обладать экранной формой для заполнения и корректировок. На основе справочных данных формируются данные отчетов.