Ментальные карты – это способ представления задач, концепций и любой другой информации в структурированной визуальной форме.
Введение
Главным параметром качества образовательных процессов считается уровень использования информационных средств обучения. Эффективность восприятия и освоения учебной информации прежде всего определяется используемым носителем и способом представления на нем этой информации. Значительные коррективы были внесены, а также и предстоят ещё в ближайшем будущем, в так называемых электронных учебниках, масштаб применения которых в образовательных процессах непрерывно увеличивается. Если совсем недавно цифровые образовательные ресурсы воспринимались как вспомогательные информационные источники, дополняющие бумажные учебные материалы, то сегодня они становятся почти основными средствами обучения и познания. Тем не менее многие из них имеют низкое дидактическое качество, при безусловно высоком потенциале передовых информационно-коммуникационных технологий. Это вызвано возникшими противоречиями между потенциальными возможностями компьютерного оборудования и недостаточной проработкой теории и практики реализации электронных учебников для целей образования, что делает актуальной проблему нахождения эффективных методов представления учебных текстов.
Учебники нового поколения должны выполнять не только функции предоставления учебного материала, но и развития мыслительной деятельности. Они обязаны учитывать также изменения, которые происходят в методах получения информации учащимися, предпочитающими получать информацию в сжатом визуализированном формате и самостоятельно управлять процессом создания потоков изучаемой учебной информации.
Разработка электронного учебника на основе технологий ментальных карт
При формировании авторами каких-либо текстов осуществляется изменение структуры извлекаемых из их памяти информационных образов, хранимых в иерархической структуре, в плоскую линейную очерёдность образов. При прочтении текста, чтобы запустить механизм воссоздающего воображения, помогающий понять и осмыслить информацию, происходит обратное переформатирование линейного текста в иерархическую структуру образов, которая будет адекватной формату памяти.
В человеческой памяти запоминаются свойства объектов и их предыстория в форме иерархического дерева образов и их колебаний в пространстве и во времени. Причём собственно память может быть условно поделена на три зоны, в иерархическом порядке связывающие чувственные, модельные и понятийные образы окружающего мира, как показано на рисунке ниже.
Рисунок 1. Структура памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изображение на экране, в котором находится некоторое сообщение, может состоять из текста в форме набора понятий, моделей и наглядно-чувственных образов. Их восприятие должно происходить через сенсорную систему (СС), направляющую сигналы- ощущения в нужные зоны памяти, а именно, в чувственную (ЧЗ), модельную (МЗ) и понятийную (ПЗ) зоны.
Прототипом учебника нового поколения может считаться ментальный учебник, в котором отображение информации базируется на применении ментальных карт. Работа с ментальным учебником предполагает перекодирование информации из сильно сжатого нелинейного формата представления в детализированный линейный формат, который акцентирует внимание на выделении главных и подчиненных понятий, а также анализе связей среди них.
Ментальным, то есть разумным, учебником является электронный учебный материал, который реализован на базе ментальных карт и нацелен на визуализацию знаний и развитие мышления. При создании ментального учебника необходимо учитывать особенности когнитивных процессов, которые лежат в основе восприятия и запоминания учебной информации. Необходимо также учитывать принцип формирования в человеческой памяти целостного образа окружающего мира на:
- Чувственном уровне.
- Модельном уровне.
- Понятийном уровне.
На чувственном уровне сенсорная система в ответ на сигналы, которые поступили из внешней среды, активирует некоторую совокупность нейронов, связанных в определённый ансамбль, формируя целостное ощущение в форме образа.
Информацией, которая представлена в виде чувственного образа, трудно оперировать, то есть, извлекать и обмениваться. Для того чтобы это можно было осуществить, человек переформатирует её и сохраняет в памяти на более высоком уровне формализации, который называется модельным.
В ментальных учебниках информация на модельном уровне может быть отображена в формате ментальной карты. Ментальными картами является удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Её можно использовать для выработки и фиксации новых идей, осуществления анализа и упорядочения информационных данных, выработки и принятия решений.
На модельном уровне информация сохраняется в сжатой форме, а понятийный уровень запоминания информации предопределяет сохранение развернутой информации, то есть, определений понятий, описаний взаимосвязей между ними. Для осуществления понятийного уровня трансляции информации в ментальном учебнике ментальная карта, которая заложена в его основание, должна иметь связь при помощи гиперссылок с дополнительной информацией, поясняющей содержание базовых понятий учебного текста и связей между ними, то есть выполнять развёртывание информации вглубь.
Это всё означает, что ментальный учебник по своей структуре является моделью устройство памяти человека и также включает в свой состав три уровня иерархии:
- Уровень наглядно-чувственной образности информации, который активирует чувственные зоны памяти.
- Уровень ментальной карты, который выполняет сжатие информации в модельной зоне памяти.
- Уровень развёртывания информации, который является трехмерной моделью разворачивания информации в глубину в понятийной зоне памяти.