Дистанционное обучение — это образовательный процесс, реализуемый с использованием информационных и телекоммуникационных сетей при дистанционном (на расстоянии) взаимодействии учеников и педагогов.
Введение
Образование является одной из самых важных областей деятельности человека, которая обеспечивает создание интеллектуального потенциала общества, однако в настоящее время во всем мире у образования достаточно сложное положение. Оно вызвано в основном возрастанием противоречий между стандартными темпами обучения людей в образовательной системе и непрерывно растущим темпом возникновения новых знаний как следствие того, что всё большая часть человеческого сообщества сегодня занята их расширенным воспроизводством.
Объем знаний, которые необходимы людям, постоянно увеличивается, они всё время подвергаются обновлению, а время, отводимое на обучение человека (от первого класса до высшего образования) остаётся фактически неизменным. Указанное противоречие имеет фундаментальный характер. По этой причине практически все государства всё больше стараются привлечь в систему образования передовые информационные технологии и технические средства информатики.
На текущий момент уже понятно, что существующая система обучения не отвечает требованиям сегодняшнего а, тем более, завтрашнего и в количественном, и в качественном отношении. Но как раз в данной предметной сфере, с одной стороны, ясно ощутима необходимость создания новых, более действенных моделей образования, а с другой стороны, существуют самые благоприятные предпосылки для их реализации. Дело в том, что средства вычислительной техники сами по себе могут считаться очень мощным инструментом познания, который способен вызвать буквально революционный прогресс в образовании на базе формирования информационных технологий обучения. С их помощью стало возможным отойти от стандартных репродуктивных методик обучения и реализовать переход к продуктивному обучению.
Последнее положение близко к идее непрерывного образования, которая, помимо этого, имеет и другие аспекты. Идея непрерывного образования должна опираться на педагогику сотрудничества и на системную интеграцию разных уровней образования с тем, чтобы разрешить очередную грандиозную образовательную задачу, а именно, воспитание личности, имеющей запас интеллектуальных сил и систему их постоянного пополнения, которая способна преодолеть образовательную дистанцию длиною в человеческую жизнь.
По этой причине система дистанционного образования обязана стать самыми важным компонентом непрерывного образования, в котором может сформироваться интеллектуальная готовность личности к получению новых знаний. Выражаясь образно, в такой системе будет воспитываться профессиональный ученик.
Основным достоинством дистанционной формы обучения в сравнении с очным форматом считается возможность обучения в удобном для ученика режиме, то есть, в удобное для него время, без отрыва от семьи и основной работы, и даже дома или в офисе. Дистанционная форма удобна для тех, кто желает сам планировать свое время и не зависеть от места и времени проведения занятий.
Проектирование информационной системы дистанционного обучения
Сам термин "дистанционное образование" призван обозначить разные образовательные модели, для которых общим может считаться тот факт, что отдельные, а может и все, обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все виды образования, разные модели дистанционного обучения выстраиваются на базе следующих главных элементов процесса обучения:
- Отражение предметного содержания.
- Наличие взаимодействия с преподавателями.
- Исполнение практических заданий.
Любая модель дистанционного обучения применяет информационные технологии, которые каким-либо образом воздействуют на эти элементы. Разные модели дистанционного обучения могут отличаться не только применяемыми ими технологиями, но и уровнем управления и степенью ответственности преподавателя и учеников. В отдельных моделях, преподаватели и учебное заведение не теряют своих функций полного управления процессом обучения, как и в случае стандартной системы обучения. В других случаях управление процессом обучением передаётся ученикам.
Существуют следующие основные модели дистанционного обучения:
- Модель распределённого класса.
- Модель самостоятельного обучения.
- Модель «открытое обучение + класс».
Модель распределённого класса используется в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии предоставляют курс, который рассчитан на один класс или на группы студентов, расположенные в различных местах. Типичным итогом такой модели является смешанный класс, который способен объединить стандартно обучаемых и дистанционных учеников. Учебное заведение при этом должно контролировать успеваемость.
Модель самостоятельного обучения призвана освободить учеников от необходимости быть в заданном месте в заданное время. Ученики должны быть обеспечены всей совокупностью материалов, включающей изложение курса и подробную программу, а так же у них должна быть возможность обращаться к сотруднику факультета, осуществляющему руководство, отвечающему на вопросы и оценивающему работу.
Контакты между учениками и методистом могут осуществляться путем использования смартфона, компьютерных конференций, электронной почты.
Модель «открытое обучение + класс» состоит в использование печатного изложения курса и других средств (к примеру, видеозаписей или компьютерных дисков), позволяющих ученику проходить курс обучения с оптимальной для него скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями, позволяющими организовать общение учеников внутри данной дистанционной группы.