Критерии классификации информационных технологий
В области Информационных технологий можно провести классификацию по различным признакам, в частности по:
- Методу выполнения в автоматизированной информационной системе.
- Уровню решения управленческих задач.
- Набору выполняемых технологических операций.
- Виду интерфейса пользователя.
- Методу организации сетевых связей электронно-вычислительных машин.
- Сфере поддерживаемых предметных областей.
По методу выполнения информационной технологии в автоматизированной информационной системе можно выделить следующие группы:
- Общепринятые, уже сформировавшиеся методы информационных технологий.
- Вновь разрабатываемые информационные технологии.
Общеизвестные информационные технологии применялись при централизованной обработке информационных баз данных ещё до повсеместного применения персональных ЭВМ и, в основном, были направлены на понижение трудозатрат при создании различных периодических отчётов. Современные же, вновь разрабатываемые, информационные технологии направлены на информационное обеспечение практических действий по управлению в реальном масштабе времени.
То есть новую информационную технологию можно определить, как технологию, которая основана на использовании электронных вычислительных машин, непосредственной и постоянной работе пользователя (не специалиста по программированию) по направлению информационного процесса, высоко интеллектуальном интерфейсе пользователя, повсеместном применении наборов прикладного программного обеспечения как общего, так и ориентированного на конкретную проблему назначения, обеспечении пользователю удалённого доступа к информационным базам данных и набору программ через компьютерные сети.
Классификация по задачам управления
Можно выделить следующие направления:
- Обработка информации в электронном виде.
- Автоматизация процесса управления.
- Оптимизация процесса выбора правильного решения.
- Организация управления офисом в электронном виде.
- Помощь в выработке экспертных оценок.
Обработка информации в электронном виде – это применение компьютеров для обработки данных без изменения методики и общих принципов организации управления, решение конкретных экономических задач, которые обеспечивают не полную автоматизацию процессов управления.
Второй пункт предусматривает применение электронных вычислительных машин для автоматизации практических задач управления, подготовки периодических отчётов и действий в форме справочно-информационного режима с целью формирования решений по управлению. К ним можно так же отнести и информационные технологии по поддержке принятия решений. Они предполагают повсеместное применение математических и экономических способов, моделирования и для работ по аналитике и составлению прогнозов, бизнес-планов, выверенной оценки и выводов по данным процессам практической хозяйственной деятельности. К данной группе можно также отнести повсеместно внедряемые сегодня информационные технологии, которые получили название электронный офис и помощь в экспертной оценке.
Названные два варианта направлены на применение достигнутых возможностей в сфере интеграции современного видения автоматизации деятельности рядовых работников и управляющего персонала. Необходимо обеспечить для них самые хорошие условия для повседневной работы, быстрого и своевременного снабжения их достоверной информацией при помощи автоматизации методов управления, которые могут быть реализованы на данном рабочем месте и так же во всём офисе.
Электронный офис предполагает присутствие интегрированного набора прикладного программного обеспечения, которое включает в себя специальные программы и инфотехнологии, которые обеспечивают комплексное решение задач конкретной сферы.
Сегодня получили широкую популярность электронные офисы, специалисты и аппаратура которых располагаются в разных помещениях. Часто бывает необходимо работать с информацией, различными материалами, базами данных какого-либо предприятия вне офиса (дома, в гостинице, транспорте), что послужило толчком к возникновению информационных технологий виртуальных офисов. Эти технологии основаны на применении локальных сетей, которые имеют связь с территориальными или глобальными сетями. Это позволяет специалистам организации почти всегда иметь доступ к требуемой информации независимо от их местоположения.
Основой автоматизации деятельности аналитиков, является информационная технология экспертной поддержки. Такие специалисты помимо аналитики и моделирования для анализа конкретной ситуации в условиях рынка по реализации готовых товаров, предоставления услуг, финансовых возможностей фирмы, организации должны применять имеющиеся и хранящиеся в памяти системы, оценки аналогичных ситуаций. То есть информацию, которая и является базой данных(знаний) в необходимой сфере деятельности. После обработки по нужным алгоритмам, эти данные дадут возможность выработать правильные решения по конкретным действиям на рынках финансов или товаров, обосновать стратегию в сферах маркетинга и менеджмента.
Классификация по технологическим операциям и типу интерфейса пользователя
По типу выполняемых технологический операций можно выделить следующие пункты:
- Использование редакторов текста и табличных процессоров.
- Использование системы удалённых баз данных.
- Использование графических объектов.
- Использование мультимедийных систем.
- Использование гипертекстовых систем.
По сути имеется в виду рассмотрение информационных технологий как программных продуктов. Приведённая выше классификация технологий подробно рассматривается в курсе «Информатика».
По типу интерфейса пользователя можно выделить:
- Пакетный интерфейс.
- Диалоговый интерфейс.
- Сетевой интерфейс.