Информационные технологии в общественном питании — это отображенное в проектном формате концентрированное представление научных знаний, сведений и практического опыта, которое позволяет рациональным образом организовать информационные процессы в сфере общественного питания.
Введение
Информационные технологии повсеместно проникли в жизнь человеческого сообщества. Сегодня практически невозможно обнаружить область человеческой деятельности, в которой не используются различные вычислительные системы. Посещая ресторан или в дорогое кафе, посетители могут увидеть, что возле, например, барной стойки установлен компьютер, через который официанты могут ввести заказ. А далее этот заказ поступает к поварам.
Подобная система является очень удобной, поскольку она предоставляет возможность экономии рабочего времени официантов и сокращения простоев поваров. Правда следует отметить, что такая система пока еще не используется во всех организациях, связанных с общественным питанием, поскольку внедрение этой системы предполагает значительные финансовые затраты. Следует также подчеркнуть, что, если рассмотреть более подробно уже функционирующие системы, то можно увидеть, что они являются достаточно сложными и громоздкими для небольших столовых. Эти системы состоят из множества элементов, которые практически никогда все не используются в небольших организациях общественного питания.
Одной из приоритетных задач, которые сегодня стоят перед руководителями организаций общественного питания, является обеспечение системой не только помощи в обслуживании гостей, но и предоставление следующих возможностей для развития организации:
- формировать разные дисконтные программы,
- создавать программы лояльности,
- учитывать постоянных клиентов.
Информационные технологии в общественном питании
Сегодня актуальность автоматизации ресторанов или других заведений общественного питания превратилась практически в насущную необходимость. Внедрение новых систем предполагает увеличение прибыли организациям примерно от десяти до сорока процентов. То есть, автоматизация может довольно быстро себя окупить, а именно, примерно за несколько месяцев. Это может стать возможным путем правильного подбора торгового оборудования и специального программного обеспечения.
Сформированная информационная система может активно использоваться работниками организации общественного питания, что позволит обеспечить оперативный и удобный доступ к требуемой информации, а также быстрое обслуживание клиентов. В созданную информационную систему можно легко добавить и удалить данные, а также подвергнуть модификации ее структурную организацию.
То есть, база данных может быть скорректирована необходимым программным обеспечением, действие которого направлено на поддержание информационной безопасности, а также защите данных от несанкционированного доступа.
Информационные технологии сегодня могут быть классифицированы по следующим признакам:
- методам реализации в информационной системе,
- уровню охвата задач управления,
- классам осуществляемых технологических операций,
- виду интерфейса пользователя,
- вариантам применения сети ЭВМ, обслуживаемой предметной сферы.
Управление является важнейшей функцией, без которой невозможно целенаправленное функционирование любых социально-экономических, организационно-производственных систем (предприятия, организации, территории). Систему, которая способна реализовать функции управления, принято называть системой управления. Самыми важными функциями, которые может реализовать эта система, считаются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.
Следует отметить, что каждой системе управления экономическим объектом должна соответствовать своя информационная система, именуемая экономической информационной системой. Автоматизированной информационной системой является совокупность информации, экономико-математических методик и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и выработки управленческих решений.
То есть, информационную систему можно определить с технических позиций как набор связанных взаимно элементов, собирающих, обрабатывающих, сохраняющих и распределяющих информацию, с целью поддержки принятия решений и управления в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы способны также обеспечить помощь менеджерам в проведении анализа проблемы.
Современный сектор общественного питания является не просто местом, где могут продать еду и выделить место для ее поглощения, он еще является и красивым способом времяпрепровождения, то есть, одним из главных компонентов досуга в современном городе. Организовать подобный процесс достаточно сложно, как по своему содержанию, так и по наполнении. Он предполагает обязательное соблюдение санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, за процессом учета, а также анализа транзакций, учета поступления продуктов, определения стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов «под ноль» и так далее. Необходимо автоматизировать все эти процессы, что позволит в первую очередь вести учет значительного числа различных деталей.
Удобство автоматизации и информатизации процессов в пункте общественного питания является очевидным не только с позиций организации его работы, но и с точки зрения клиентов, так как информационная система предоставляет возможность более оперативной работы по расчетам с посетителями, очередностью их обслуживания. Передовые информационные технологии, которые разработаны специально для организаций общественного питания, способны существенно упростить, оптимизировать и ускорить целый набор рутинных ежедневных, специфических для этого бизнеса процедур.