Сущность, цель и особенности дисциплины системный анализ
Системный анализ - ϶ᴛᴏ термин из общей теории систем и одновременно научный метод, заключающийся в проведении исследования путем выполнения последовательности заранее спланированных действий как с любыми переменными или постоянными объектами исследования, так и со сложными системами и составными частями в них. Объектами могут выступать как разнообразные проблемы, обнаруживаемые при разработке новых и функционировании ранее созданных систем, так и выявляемые в самих процессах подготовки и принятия решений.
Рисунок 1. Системный анализ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цель проводимого системного анализа сложных систем заключается в определении возможной проблемы, предсказании ее последствий, стадий процесса развития и причин возникновения, а также в формировании рекомендаций по решению похожих проблем в будущем.
Основой системного анализа является научная дисциплина, занимающаяся изучением сложных систем и разработкой методологических принципов их исследования. Исследования проблем в данной области характеризуются логическим и упорядоченным подходами и возможностью использования разработанных способов решения в рамках других задач смежных дисциплин.
Предметом системного анализа является проверка всех возможных вариантов действий над объектами и их эффективности, то есть сопоставление показателей затрачиваемых ресурсов и получаемых результатов по количественным и качественным характеристикам. На основании этих результатов в дальнейшем происходит выработка принципов и планов по созданию новых или усовершенствованию функционирующих систем по следующим основным направлениям:
- ликвидация негативных ситуаций;
- предупреждение о возможных рисках;
- выработка стратегий будущего развития;
- защита от внешних и внутренних негативных воздействий.
Системному анализу присущи особенности:
- Двойственность, то есть анализ имеет теоретическое направление в науке и прикладное, использующее на практике достижения математических, экономико-социологических наук и выступающее как искусство;
- Сочетаемость, то есть системному анализу присущи объективные (свойственные процессам анализа и принятия решения) и субъективные аспекты;
- Структурированность, то есть анализу присущи легко определяемые логические элементы и принципы, а также определенные методы и этапы их проведения.
- Применимость, то есть возможность прикладного использования анализа (например, в логистике и управленческой деятельности).
Для эффективного проведения исследований объектов в качестве элементов систем с помощью всего комплекса математических, обще и естественнонаучных, статистических и экспериментальных методов исследования, необходимо сначала провести их систематизацию, структуризацию с проведением комплексного анализа сложных систем.
Задачи дисциплины системный анализ
Для применения системного анализа необходимо решить задачи:
- Декомпозиция - определение возможности разбиения на подсистемы, состоящие из более мелких элементов;
- Анализ - нахождение разнообразных свойств системы и ее элементов, взаимосвязей с окружающей средой с целью выявления закономерностей в поведении системы;
- Синтез - на основе результатов всех задач анализа и декомпозиции и известных стандартных принципов построения сложных систем обеспечение возможности достижения поставленных целей путем создания модели изучаемой системы, определения ее оптимальных параметров и структуры с целью обеспечения наилучшей эффективности функционирования системы.
Исходя из цели системного анализа, для использования его в качестве метода выбора из множества вариантов наиболее эффективных и повышения продуктивности принимаемых решений, осуществляются следующие этапы:
- Выбор одного из множества оптимальных решений;
- Обоснование эффективных методов в управляющих воздействиях;
- Формирование моделей управляющих воздействий.
На первом этапе выбора стоит принимать в расчет взаимодействие сложных систем с их объектами, сочетать цели систем и составляющих их объектов, с возможностью выделения из них главных.
На втором этапе проводимые исследования заключаются в структуризации или декомпозиции структур и их связей с элементами сложных систем, при этом формирование программ и планов их совершенствования может оказаться сложнее, чем выбор оптимального решения. При этом важное место на втором этапе имеют как выбор эффективной структуры, режимов работы и взаимодействия между объектами систем, так и применяемых организационных задач при решении проблем управления, в том числе во всех иерархических системах.
Для решения задач второго этапа необходима совместная работа, как системных аналитиков, так и специалистов в соответствующих отраслях исследуемой сложной системы. При проведении комплексного системного анализа для прогноза поведения сложных систем невозможно использовать только математические методы. Для прогноза поведения необходимо также применять и неформальные процедуры, в качестве которых выступают имитационные модели с применением компьютерного моделирования.
На третьем этапе системного анализа завершается конструирование частных имитационных моделей для исследуемых сложных систем. Эти системы могут быть любой сложности, но не преследуют целей универсальности, а каждая решает свои специфические вопросы. Имитационные модели дают понимание взаимодействия исследуемых систем в структуре суперсистемы, одним из компонентов которой и являются. Таким образом, на третьем этапе системного анализа исследуются взаимодействия анализируемых систем с взаимодействующими системами. При этом предполагается разграничение между исследуемыми системами и внешней средой, в том числе учет негативных воздействий при взаимодействии с взаимодействующими и системами более высокого уровня (суперсистемой).