Значение гендерного признака для государственной службы
Государственная служба – это осуществление профессиональной деятельности в сфере государственного управления посредством замещения должностей государственной службы.
В соответствии с требованиями российского законодательства граждане России не могут быть каким-либо образом дискриминированы при приеме на государственную службу, в том числе это невозможно и по половому признаку. Однако практика показывает, что не все продекларированные принципы исполняются в жизни. Простой статистический анализ показывает, что в системе государственной службы задействовано гораздо больше мужчин, чем женщин.
При этом следует отметить, что общий кадровый потенциал России на современном этапе характеризуется численной диспропорцией в пользу женщин. Начиная с 25-летнего возраста, удельный вес мужчин характеризуется неуклонным уменьшением.
История развития общества и место женщины в нем привело к тому, что женщины стали привлекаться в общественное производство на активной основе только в начале XX века. До этого их трудовой и творческий потенциал не раскрывался в полном объеме. В начале XX века глобализация и информатизация общества существенно изменили систему взаимоотношений между полами, правила и нормы поведения. С этого времени значимость социальной роли женщин объективно возросла. В настоящее время невозможно представить себе общественное производство или государственную службу без привлечения женщин.
При этом в отношении женщин отсутствует продуманная кадровая политика, учет интересов женской части трудоспособного населения на рабочих местах. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на качество обеспечения кадрами любых сфер экономики, в том числе и государственной службы.
Современная политика государства в сфере кадрового обеспечение государственной службы предусматривает внедрение гендерного подхода. Этот подход призван интегрировать в систему практических и теоретических знаний, соотношение принципов работы с кадрами гендерного компонента. Гендерный компонент призван обеспечить рациональное использование кадрового потенциала.
Гендерный компонент выступает основой анализа участия женщин в различных социальных процессах в сфере государственной службы.
Гендерный подход к организации государственной службы
Исследование гендерного принципа проводится Социальным и экономическим советом Организации Объединенных Наций, который стремится оценить последствия для женщин и мужчин любых планируемых действий в сфере политики, законодательства, программ во всех областях и на различных уровнях. Это исследование стремится к интегрированию интересов женщин и мужчин в осуществление и разработку политики и различных программ в экономической, политической и социальной сферах с целью обеспечения их равенства в этих процессах. Гендерное равенство, по сути, является конечным результатом осуществления данного процесса, выражающего комплексный гендерный подход к государственной службе.
В числе важнейших международных организаций именно Организация Объединенных Наций нацелена на обеспечение гендерного равенства на планете и продвижение этого подхода в кадровую политику. Организация Объединенных Наций на своем примере стремиться показать реализацию гендерного принципа при решении кадрового вопроса.
Задачи кадровой политики в сфере государственной службы, основанной на гендерном принципе, включают в себя:
- во-первых, преодоление безработицы среди женщин;
- во-вторых, соблюдение гендерного принципа в работе с кадрами;
- в-третьих, обеспечение гендерного баланса в системе государственной службы;
- в-четвертых, соблюдение требований законодательства в сфере прав женщин и мужчин при трудоустройстве на государственную службу и увольнении с нее;
- в-пятых, гарантия прав для лиц, имеющих семейные обязанности.
Россия, являющаяся членом Организации Объединенных Наций, также активно интегрирует гендерный принцип в осуществление государственной кадровой политики. При этом власти сталкиваются с субъективными и объективными трудностями, обусловленными радикальностью перестройки общественных процессов, начатых в 90-х годах прошлого века.
Реализация гендерного принципа осуществления государственной кадровой политики подразумевает соблюдение следующих положений:
- во-первых, обеспечение исполнения провозглашенного в Конституции принципа равенства свобод, прав и возможностей для лиц любого пола в различных сферах общественной жизни, включая государственную службу;
- во-вторых, недопущение дискриминации по отношению к любым работникам по половому признаку на рабочих местах;
- в-третьих, координация усилий государственной власти, общества и предпринимательства по осуществлению контроля осуществления кадровой политики в соответствии с гендерным принципом;
- в-четвертых, поддержание гендерного баланса в сфере государственного управления;
- в-пятых, обеспечение равенства оплаты труда женщин и мужчин в отношении труда равной значимости;
- в-шестых, осуществление гендерного подхода при реализации действующих и принимаемых государственных планов и программ.
Перечисленные положения позволяют обозначить главную цель гендерной кадровой политики государства как достижения гендерного равенства.
Задачи государства на современном этапе состоят в обеспечении равенство доступа мужчин и женщин к социальным, экономическим и прочим видам ресурсов, обеспечение роста конкурентоспособности работников женского пола на рынке труда.
Современным женщинам, занятым на государственной службе, приходится преодолевать противоречие их личных интересов и профессиональных норм и ценностей, культивируемая в обществе. То есть помимо естественных препятствий на карьерном пути женщин в государственной службе, им приходится преодолевать еще и дополнительные трудности.
В настоящее время наблюдается активная феминизация государственной службы.