Сущность и значение бюрократии
Законы бюрократии – это основополагающие принципы существования бюрократической системы управления обществом.
Бюрократия выступает в качестве идеального типа формальной организации. Большая часть характеристик бюрократических систем обеспечена немецким социологом Максом Вебером, предложившим положительную окраску термина «бюрократия». По мнению Вебера, сущность бюрократии состоит в точном распределение различных интегрированных типов деятельности, рассматриваемых в качестве обязанностей, неотделимых от должностей.
Регулирующие инструкции устанавливают систему разграничений типов санкций и контроля. В рамках бюрократической системы роли распределяются в соответствии со специальной квалификацией, определение которое осуществляется через объективные формализованные процедуры, к примеру, тесты, экзамены и так далее.
В структуре бюрократической системы деятельность специалистов подчинена совокупности общих, абстрактных, четко определенных правил, исключающих необходимость формирования специального вида инструкций для отдельных случаев. Основным требованием к формированию правил осуществления бюрократических процессов является универсальность, основанная на постоянном использовании категоризации, обеспечивающей применение отдельных проблем и обстоятельств для их классификации и рассмотрения.
В большинстве случаев назначение чиновника на должность осуществляется либо по рекомендации начальства, либо посредством прохождения объективной экспертизы, поскольку чиновник не выступает в качестве избираемого лица.
Гибкость бюрократической системы обеспечивается узким кругом высших функционеров, которые назначены для выражения воли населения. Система выборов, применяемая по отношению к чиновникам высшего уровня, предназначена для оказания влияния на цели функционирования политической системы, технические процедуры которой выполняются неизменным составом бюрократического персонала.
Бюрократические законы Паркинсона
Законы бюрократии Паркинсона были сформулированы английским историком Сирилом Нордкотом Паркинсоном в 1955 году в статье для британского журнала The economist. Впоследствии Паркинсоном были выпущены книги, иллюстрирующее первый, второй, третий законы Паркинсона. В основе исследований Паркинсона лежала изучение деятельности британских государственных учреждений.
Первый закон Паркинсона имеет следующую формулировку: работа занимает все время, которое отведено для нее. Паркинсон иллюстрирует данный закон следующим примером: если бабушка может писать письмо своей внучке весь день, то она потратит на эту работу весь день. Работа заполняет собой все сроки, которые отведены для нее. В соответствии с Паркинсоном в основе данного закона находятся следующие движущие силы:
- во-первых, каждый чиновник хочет умножить численность своих подчиненных, но не соперников;
- во-вторых, чиновники обеспечивают создание работы друг для друга.
Паркинсон отмечают следующую статистику: общее число бюрократов возрастает ежегодно примерно на 5-7% независимо от изменения объемов требуемой работы, которого, как правило, и нет.
Второй закон Паркинсона имеет следующую формулировку: рост доходов ведет к росту расходов. Как следствие этого закона можно отметить, что рост налогов выступает в качестве источника рост бюрократического аппарата, а, следовательно, и бюрократической волокиты. Формулировка этого закона предложена во второй книге Паркинсона «Закон и прибыли».
Третий закон Паркинсона состоит в том, что рост ведет к усложненности процессов, а усложненность представляет собой конец пути.
Наблюдение Паркинсона позволили ему определить основные стадии жизненного цикла бюрократического кабинета, а именно:
- идеальная стадия жизненного цикла кабинета бюрократов. На данной стадии идеальная численность членов кабинета является 5 человек, такой численный состав обеспечивает выживаемость кабинета и допускает возможность отсутствия двух из пяти членов при принятии решений по уважительным причинам, к примеру, по болезни. Идеальность такого кабинета объясняется тем, что его легко собирать, организовывать на принятие быстрых, умелых решений, сохраняя определенную секретность. Четверо из пяти членов кабинета наделяются функциональными полномочиями в сфере иностранных дел, финансов, обороны, правосудия, пятый член кабинета, не имеющий функциональной нагрузки, выступает в качестве его председателя или премьера;
- стадия увеличения численности членов кабинета до 7-9 человек. Рост численности кабинета на этой стадии обусловлен наличием большего числа направлений власти и управления, чем было заявлено на идеальной стадии. Помимо этого Паркинсон объясняют такую структуру кабинета такими причинами как распределение обязанностей между членами кабинета, при котором трое занимаются политикой, двое – поставкой сведений, один решает финансовые вопросы, еще один председательствует, а два оставшихся выполняют неясные функции, необходимые для обеспечения работы кабинета;
- стадия существенного расширения кабинета, предполагающего его наполнение членами тех силовые группировок, которые не смогли пройти в кабинет на предыдущих стадиях. Увеличение численности членов кабинета ведет к трудностям по организации и сборам их для работы, недостаточной полезности членов кабинета, снижению секретности, появлению требований о включении в состав кабинета представителей всех группировок, которые еще не включены в него;
- завершающая стадия жизненного цикла кабинета. Неконтролируемый рост численности членов кабинета ведет к выделению из его состава пяти наиболее полезных членов, которые берут на себя принятия решений, в то время как другие имитируют работу, превращая заседания в пустую трату времени. При этом внешние группировки, которым удалось привести своих представителей в состав кабинета, удовлетворены своей причастностью к власти. Дальнейший рост численности членов кабинета уже не оказывает влияния на его работу, поскольку функции перенесены на малую полезную группу.