Государственная политика – это совокупность идеалов, целей, приоритетов и принципов, а также различных мероприятий и программ развития, разрабатываемых и реализуемых органами государственного управления и общественными институтами.
Государственное управление – это разновидность практической деятельности, направленная на решение государственных проблем и регулирование жизни общества.
Сущность и значение государственной политики
Государственную политику можно трактовать как общий план действий, которые предпринимаются органами государственного управления для решения наиболее значимых для общества проблем.
Структура государственной политики включает в себя следующие элементы:
- во-первых, цели и приоритетные направления общественного развития;
- во-вторых, политическую стратегию;
- в-третьих, оценку и анализ альтернативных вариантов осуществления политики в соответствии с ожидаемыми выгодами и осуществляемыми затратами;
- в-четвертых, порядок выбора и принятия государственных решений;
- в-пятых, консультирование и обсуждение, проводимые социальными и политическими группами;
- в-шестых, оценка результатов исполнения планов и программ и так далее.
К числу характеристик государственной политики можно отнести следующие:
- целенаправленность действий институтов государства по решению наиболее значимых задач общественного развития, отображающих общенациональные интересы;
- комплексность мероприятий и действий, осуществляемых в целях мобилизации государственных и общественных ресурсов для решения целей и задач государственного управления;
- основанность на законодательстве, моральных, исторических нормах развития общества;
- учет возможных результатов и последствий осуществления государственной политики при принятии политических решений и так далее.
Сущность и значение государственного управления
Государственное управление существует в двух ипостасях: с одной стороны, это теоретическая и общая область знаний, которая раскрывает закономерности осуществления управления общественной жизнью, с другой стороны, это вид практической деятельности, который непосредственно реализует меры регулирования общественной жизни.
Государственное управление реализуется в форме регулирующего воздействия государства на общество.
В системе государственного управления можно выделить три уровня:
- во-первых, институциональный уровень, выступающий в качестве пограничного по отношению к политической и административной составляющей государственного управления. Этот уровень определяет общую политику государства и цели ее реализации;
- во-вторых, административный уровень, представляющий собой сферу функционального администрирования. Цель этого уровня состоит в анализе и установлении ее компонентов любого управленческого процесса в системе государственного управления;
- в-третьих, технологический низший уровень, который обеспечивает непосредственное удовлетворение потребностей общества в государственном управлении.
Характеристика взаимосвязи между государственной политикой и государственным управлением
В системе государственного управления можно выделить следующие составляющие:
- во-первых, политическую составляющую государственного управления;
- во-вторых, административную составляющую государственного управления.
Политическая составляющая государственного управления призвана обеспечить решение следующих вопросов – что, зачем и почему? В то время как административная составляющая определяет механизм решения этих вопросов на практике.
Фактически такой подход демонстрирует некую этимологическому неразбериху. Административная составляющая государственного управления, по сути, рассматривается как само это управление, являясь при этом только механизмом, обеспечивающим реализацию государственной политики.
Между государственным управлением и государственной политикой и существует четкая взаимосвязь, по отношению к которой практикуются два диаметрально противоположных по своей сути подхода.
Один из подходов направлен на минимизацию политической составляющей государственного управления. Государственное управление, по мнению сторонников этого подхода, должно быть абстрагированным от политических амбиций и идеалов и осуществляться в соответствии с принципами равенства, объективности, политической нейтральности. В основе данного подхода находится признание свободы рынка, значимости экономических методов регулирования.
С точки зрения второго подхода, государственное управление выступает в качестве практического воплощения в государственной политики, формируемой высшими органами государственного управления. Данный подход признает необходимость формирования централизованной системы управления государством и усиления административных мер воздействия на общество.
Наличие тесной взаимосвязи между государственной политикой и государственным управлением не отрицает наличия их существенных отличий. Отличительной особенностью государственной политики является ее эмоциональная составляющая, выражающаяся в чувствительности к общественному мнению, настроениям населения, подверженности влиянию интересов различных групп, лидеров, текущих событий и прочего.
Государственное управление, наоборот, характеризуется высокой степенью рациональности, она направлена на решение конкретных задач и достижений определенных целей.
В основе государственной политики находится главенство нормативно-ценностных знаний, которые обращены на выявление целесообразности тех или иных действий государства и на оценочную деятельность в отношении этих действий. Государственное управление основано на нормативно-позитивных знаниях, направленных на анализ деятельности государства и оценку ее последствий.
Государственная политика имеет гораздо более широкую сферу применения по сравнению с государственным управлением, которое ограничено рамками государственных структур.