Взаимодействие органов местного самоуправления с контрольно-надзорными органами – это проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов муниципального управления и их участие в них.
Состав органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в отношении деятельности местного самоуправления
Деятельность органов местного самоуправления является объектом контроля и надзора со стороны определенных органов власти. В частности, функция надзора за деятельностью органов муниципального управления и должностными лицами муниципального управления осуществляется органами Прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура осуществляет контроль исполнения органами муниципального управления и их должностными лицами положений российской Конституции, федеральных конституционных и собственно федеральных законов, уставов и конституций, а также законов регионального уровня, уставов муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов.
В соответствии с федеральным законодательством на уполномоченные органы государственной власти возлагается обязанность осуществления контроля и надзора за деятельностью органов муниципального управления и их должностными лицами в пределах своей компетенции в части исполнения муниципальными властями положений российской Конституции, федеральных конституционных и собственно федеральных законов, иных нормативно-правовых актов России, ее регионов, уставов муниципальных образований и других нормативно-правовых актов муниципального уровня при решении местными властями вопросов местного уровня, реализации полномочий, предусмотренных законодательством.
Органам государственного надзора и контроля запрещено требовать от органов муниципального управления и их должностных лиц реализации полномочий, которые не отнесены к полномочиям органов муниципального управления, а также финансового обеспечения из муниципального бюджета соответствующих расходов.
В основе государственного контроля и надзора за деятельностью органов муниципального управления и должностных лиц лежат следующие принципы:
- во-первых, принцип объективности;
- во-вторых, принцип открытости;
- в-третьих, принцип гласности.
Законодательство запрещает дублирование полномочий контрольно-надзорного характера при осуществлении контроля за деятельностью органов муниципального управления.
Координация контрольно-надзорных действий органов государственной власти в отношении органов муниципального управления и их должностных лиц возлагается на органы прокуратуры.
Виды проверок деятельности органов муниципальной власти
Проверка деятельности органов муниципальной власти может проводится:
- во-первых, в плановом порядке;
- во-вторых, во внеплановом порядке.
В первом случае речь идет о проверках, которые предусматриваются ежегодным планом проведения проверок, сформированным и согласованным региональной прокуратурой. Органы государственного контроля проводят проверку деятельности органов муниципальной власти в соответствии с этим планом. Законодательство ограничивает возможность злоупотребления данным видом проверок, не допуская их проведения чаще, чем один раз в два года.
Проекты ежегодных планов проведения проверок действий органов муниципального управления и их должностных лиц направляются в прокуратуру государственными органами контрольно-надзорного характера в срок до 1 сентября года, который предшествует году проведения проверок.
Прокуратура регионального уровня осуществляет рассмотрение данных планов с целью оценки законности включения в них объектов государственного надзора и контроля с внесением предложений руководителям органов государственного контроля и надзора относительно проведения совместных плановых проверок.
Региональная прокуратура осуществляет формирование ежегодного плана проверок органов муниципального управления и их должностных лиц в срок до 1 октября года, который предшествует году проведения проверок.
Ежегодный план проверок органов муниципального управления включает в себя следующую информацию:
- во-первых, наименование и местонахождение органов муниципального управления и их должностных лиц, подлежащих проверкам;
- во-вторых, наименование контрольно-надзорного органа государственного управления;
- в-третьих, основание и цель проведения проверки, сроки проведения проверки.
Ежегодные планы проведения проверок органов муниципального управления подлежат официальному опубликованию на сайтах региональной прокуратуры в срок до 1 ноября года, который предшествует году проведения проверок.
Основанием для проведения внеплановых проверок деятельности органов муниципального управления и их должностных лиц со стороны органов государственного надзора и контроля выступает решение руководителей этих органов, которые согласовываются с региональной прокуратурой. Основанием для принятия таких решений могут выступать:
- во-первых, обращения населения;
- во-вторых, обращения юридических лиц;
- в-третьих, сведения от органов государственной власти относительно фактов нарушения российского законодательства, результатом которых стало возникновение чрезвычайной ситуации, угрозы здоровья и жизни людей, массовых нарушений прав граждан.
Также в качестве основания для проведения внеплановой проверки деятельности органов муниципального управления и их должностных лиц могут выступать:
- во-первых, поручения российского Президента;
- во-вторых, поручения российского Правительства;
- в-третьих, требования Генерального прокурора России;
- в-четвертых, требования регионального прокурора.
Для проведения вышеперечисленных проверок не требуется согласование с прокуратурой.
Сведения относительно проверок деятельности органов муниципального управления, их результатах подлежат фиксации в едином реестре проверок.
На органы муниципального управления их должностных лиц возлагается обязанность предоставления всей необходимой для проверки информации, оказания содействия этой проверке, разъяснения по ходу проверки по возникшим вопросам, а также объяснения полученных результатов.