Сущность вертикали государственной власти в Российской Федерации на современном этапе ее развития
Властная вертикаль государственного управления – это такая структура государственного управления, которая предусматривает движение властных полномочий от низшего муниципального уровня власти до высшего уровня власти, сосредотачивая в своих руках решение глобальных государственных дел.
В контексте принципа разделения властей вертикаль государственного управления в наибольшей мере относится к органам исполнительной власти. Властная вертикаль предусматривает выстраивание иерархии, в основе которой находится такая форма отношений политического характера как «власть-подчинение». Эта форма обеспечивает выстраивание системы властных и подчиненных ей структур в единую систему государственного управления.
Появление данного термина в системе государственного управления относят к 1991 году, когда «Независимая газета» использовала его, характеризуя процесс реформирования системы органов государственного управления исполнительного характера и усиление роли главы государства в организации и осуществлении политического процесса. Периодически термин использовался средствами массовой информации, но не был популяризирован. Однако его употребление существенно возросло с момента вступления в должность главы государства Владимира Владимировича Путина.
Путин занял должность Президента России в 2000 году. Изначально его деятельность на посту Президента страны была направлена на продолжение реализации политических идей предыдущего Президента России Бориса Николаевича Ельцина. Президент стремился к упрочению своего положения в системе власти, усилению степени централизации власти и максимально качественному взаимодействию различных ветвей государственного управления. В первые дни своего президентства Путин провозглашает идею снижения влияния элиты на власть, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В качестве повода к реализации такой инициативы Президента стали сепаратистские призывы губернаторов, которые были рассмотрены как покушение на вертикаль власти. В 2004 году в поддержку этой идеи Президентом был предложено переход от выборной системы губернаторов к назначению глав субъектов РФ непосредственно главой государства. Для бывших глав регионов был сформирован специальный орган, получивший название Государственного совета.
Стремление к построению вертикали власти в России было основано на представлении о том, что эффективное решение государственных задач возможно только таким способом. В результате, начиная с 2000 года, в жизнь активно внедрялись реформы, стремящиеся к расширению и упрочению вертикали власти в России.
Дополнительным катализатором укрепления властной вертикали стали события в Беслане, показавшие необходимость борьбы с проявлениями сепаратизма и экстремизма на территории Северного Кавказа. По словам Президента, основной причиной такого трагического акта стало ослабление власти федерации и низкая эффективность государственного управления.
Укреплению властной вертикали в России способствовало проведение административной и территориальные реформы. Административная реформа была направлена на изменение исполнительной власти за счет конкретизации полномочий органов этой власти. Систему федеральных органов государственного управления разбили на три вида:
- во-первых, министерства, которые отвечали за разработку государственной политики и ее практическую реализацию;
- во-вторых, службы федерального уровня, которые должны осуществлять контроль и надзор в определенных сферах жизнедеятельности общества;
- в-третьих, агентства, которые осуществляют предоставление услуг гражданам, распоряжение имуществом государства.
Назначение территориальной реформы состояло в объединение отдельных округов, областей в края.
Признаки властной вертикали государственного управления в России
Для российской системы управления характерны некоторые особенности, обусловленные властной вертикалью.
Отличительные характеристики властной вертикали государственного управления в России включают в себя:
- во-первых, постепенное понижение степени участия населения в осуществлении государственной политики. Российская система формирования государственной власти периодически, причем достаточно часто, подвергается существенным изменениям. Зачастую избираемые должности государственного управления переходят в разряд назначаемых, так это случилось с губернаторами регионов. В результате таких реформ населения меньше участвует в формировании органов государственной власти и отстраняется от формирования вертикали государственного управления, принудительно передовая эту функцию главе государства;
- во-вторых, высокий уровень подчиненности муниципального управления государственному управлению. Конституция Российской Федерации выводит систему муниципального управления из системы государственного управления, однако государство сохраняет за собой функции нормативно-правового регулирования муниципального управления, в том числе на региональном уровне;
- в-третьих, использование инициативных представителей населения вертикалью власти для достижения поставленных целей. Российская власть поддерживает формирование общественных организаций, включающих в свой состав политически активное население с целью поддержки действующей государственной власти в виде отслеживания исполнения ее распоряжений.
Термин «властная вертикаль» используется в политическом смысле, подразумевая иерархическое подчинение органов исполнительной власти друг другу. В рамках этой системы подчинение осуществляется по вектору «снизу вверх». Укрепление вертикали власти осуществляется с 2000 года с целью обеспечения усиления централизованной власти. Помимо продолжительного эффекта в виде снижения сепаратистских настроений и роста эффективности власти, укрепление вертикали власти привело к негативному снижению степени участия населения в государственном управлении.