Управление социальной сферой – это действия властей территориальной единицы, направленные на развитие социальной инфраструктуры, призванной обеспечить население территории услугами социального характера.
Социальная сфера как основа развития территории
Современные демократические государства ориентированы, прежде всего, на обеспечение населения необходимыми услугами социального характера. Такая ориентированность государства обусловлена и его социальным назначением.
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, инфраструктура которых обеспечивает удовлетворение социальных потребностей населения в защите, образовании, культуре, физической культуре и спорте, здравоохранении.
Между развитием территории и социальной сферой существует прямая взаимосвязь. С одной стороны, территории, заселенные гражданами, формируют потребности и условия развития социальной инфраструктуры, поскольку население территории требует обеспечения социальными услугами. С другой стороны, развитая социальная сфера может способствовать привлечению населения в конкретные населенные пункты, способные предоставить гражданам достойный уровень жизни и возможности для развития и удовлетворения социальных потребностей.
Социальная сфера территории включает в себя разнообразные компоненты, к числу которых относятся образование, культура, здравоохранение, социальная защита и поддержка населения и так далее.
Социальная сфера территории, сформированная на основе эффективности и в соответствии с потребностями населения, создает базу для развития производственной сферы, поскольку обеспечивает стабильность населения, формирующего предложение рабочей силы. Инвесторы делают ставку на развитые территории при организации производственных комплексов.
Социальная политика как основа развития территорий
Социальная политика представляет собой совокупность взаимоотношений различных социальных групп в связи с сохранением изменения социального положения населения.
Социальная политика территории предполагает определенную ориентацию на реализацию системы мер, призванных оптимизировать социальное развитие населения территории, отношения между социальными группами, формирование условий для удовлетворения социальных потребностей населения.
Социальная политика является безусловной функцией общества.
Социальная политика территории осуществляет меры, направленные на формирование и развитие социальной инфраструктуры территории, создание учреждений социального назначения, а также обеспечение населения территории услугами социального характера.
Задачи социальной политики территории состоят в выборе приоритетных направлений такого развития, выработке мероприятий, направленных на освоение приоритетных направлений, реализацию этих мероприятий, контроль их эффективности.
Меры управления социальной сферой для развития территорий
Управление социальной сферой требует реализации разнообразных мер, призванных обеспечить эффективность управления, его четкую направленность и возможность контроля. Одной из действенных мер управления социальной сферой выступает мера совершенствования нормативно-правового регулирования, регламентирующего вопросы функционирования социальной сферы и оказания социальных услуг.
При формировании нормативно-правовой базы управления социальной сферы для развития территории необходимо избегать бессистемности, непоследовательности, отсутствия взаимосвязанности изменяемых норм, характерных для действующего законодательства. Также необходимо препятствовать неприменимости и бездейственности правовых норм, принимаемых законодательными органами власти. Возникновение ошибок в правовом регулировании управления социальной сферой обусловлено сложностью социального законодательства. Непрерывное совершенствование правового регулирования социальной сферы ведет к возникновению указанных ошибок.
Также совершенствования требует процесс оказания социальных услуг, оценки качества, расширения хозяйственной и финансовой автономии социальных организаций и так далее. Управление социальной сферой выполняет в этом случае двоякую роль, с одной стороны, формирует благоприятные условия, обеспечивающие развитие сферы социальных услуг, устраняя препятствия регулятивного и правореализационного характера. С другой стороны, требует обеспечение наличия соответствующего качества социальных услуг, которое должно отвечать современным потребностям населения.
Вопрос качества оказания социальных услуг актуализирует проблему контрольно-надзорной деятельности в социальный сфере. Контрольно-надзорная деятельность в сфере социальных услуг не должна создавать препятствий для функционирования организаций, оказывающих эти услуги, но одновременно и не допускать бесконтрольности и произвольности деятельности этих организаций.
Одним из современных методов управления социальной сферой для развития территорий является метод саморегулирования, предполагающий отстранение государства и иных органов власти от непосредственного участия в регулирование социальной сферы. Такой подход к регулированию социальной сферы обеспечивает рост самостоятельности и ответственности организаций социальной сферы, ведет к росту качества оказания социальных услуг.
К числу действенных мер регулирования социальной сферы относится рост финансирования функционирования и развития отраслей данной сферы, поддержка со стороны бюджетов различных уровней организаций, функционирующих в социальной сфере. При этом следует:
- избегать нерационального и неэффективного использования государственных и муниципальных средств для финансирования социальной сферы,
- ужесточить контроль за системой государственного и муниципального заказа в этой сфере,
- предотвращать образование длинных цепочек субподрядчиков, оказывающих социальные услуги.