Управление сферой культуры и досуга муниципального образования – это специальное направление муниципальной политики и соответствующая целенаправленная деятельность муниципальных должностных лиц, органов, и их подразделений, включающая в себя мероприятия по реализации управленческого воздействия для обеспечения благоприятной культурной и досуговой среды для удовлетворения духовных потребностей местного населения и реализации потенциала личности.
Значение управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании
Система публичного управления в России учреждается и функционирует для наиболее полного обеспечения прав личности на федеральном, региональном и местном уровнях. Большое значение для обеспечения прав личности, реализации ее потенциала имеет организация и поддержка благоприятной досуговой и культурной среды, отвечающей запросам местного населения, в том числе молодого поколения.
Кроме того, формирование и развитие досуговой и культурной среды, культурной инфраструктуры является конкурентным преимуществом муниципальной территории:
- с точки зрения привлечения инвестиций в муниципалитет;
- с точки зрения развития туризма.
Таким образом, реализация муниципальной политики по направлению развития культуры и обеспечения досуга местного населения позволяет решить важнейшую задачу публичного управления, в том числе:
- обеспечение прав личности, развитие ее потенциала, в том числе развитие потенциала молодого поколения;
- повышение инвестиционной привлекательности муниципальной территории;
- развитие туризма и реализация конкурентных преимуществ муниципальной территории;
- рост финансовых поступлений от функционирования учреждений культуры в бюджет муниципалитета и др.
Функции управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании
Система местного самоуправления учреждается и функционирует для решения вопросов, имеющих значения для местного сообщества, в том числе в досуговой и культурной сфере. В число основных функций управления сферой культуры и досуга в муниципалитете включаются:
- координация осуществления культурной и просветительской деятельности муниципальными организациями и учреждениями культуры;
- методическая поддержка функционирования учреждений досуга и культуры на территории муниципалитета;
- финансирование и финансовая поддержка учреждений досуга и культуры на территории муниципалитета;
- лицензирование деятельности в сфере культуры и досуга, носящей коммерческий характер;
- организация и проведение мероприятий массового характера в области социально полезного досуга и культурных мероприятий;
- сотрудничество с творческими объединениями, союзами в сфере развития культуры и обеспечения досуга местного населения;
- организация учета, охраны и содержания в надлежащем состоянии памятников истории, культуры, имеющих местное значение;
- контроль деятельности культурных и досуговых учреждений муниципалитета с точки зрения содержания такой деятельности и финансово-хозяйственной эффективности;
- контроль использования финансовых ресурсов культурных фондов предприятий и учреждений муниципалитета;
- всесторонняя поддержка народных промыслов;
- обустройство мест для организации культурных мероприятий, мероприятий массового отдыха, а также организация обслуживания таких мест;
- разработка предложений в отношении строительства и ремонта зданий, которые находятся в ведении культурных и досуговых организаций, контроль реализации строительных и ремонтных работ по указанному направлению.
Содержание управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании
В число основных обязанностей муниципальных органов в области управления сферой культуры и досуга муниципалитета входит реализация строительной деятельности для возведения зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, а также об устройстве территорий таких объектов. Здания и сооружения муниципальных организаций культуры, а также иные объекты культурного значения (музеи, библиотеки и пр.), имеющие культурную и историческую значимость могут выступать объектами собственности муниципальных образований.
За счет использования бюджетных ресурсов и оказания платных услуг в системе местного самоуправления реализуется финансовая поддержка развития культурно-досуговой сферы муниципалитета.
Отдельные граждане, организации коммерческого и некоммерческого характера, которые функционируют на территории муниципалитета имеют право учреждать единолично или на договорной основе фонды для поддержки культурной деятельности, при этом при создании таких фондов в качестве соучредителей могут привлекаться муниципальные органы.
Необходимо отметить, что муниципальные органы, реализуя муниципального политику в области культуры, не должны непосредственно вмешиваться в творческую деятельность отдельных граждан и организаций, функционирующих на территории муниципального образования, контроль с их стороны сводится к обеспечению недопустимости в такой творческой деятельности пропаганды насилия, жестокости и пр.
Важно подчеркнуть, что эффективное развитие инфраструктуры сферы культуры и досуга муниципального образования является инструментом привлечения инвестиций на территорию муниципального образования. Именно поэтому муниципальные органы сегодня должны, прежде всего, расходовать бюджетные ресурсы в сфере культуры и досуга на внедрение инновационных технологий, создание инновационных культурных пространств, например, библиотек, музейных комплексов и пр. Такие объекты культуры должны рассматриваться как модели для развития частных организаций культуры в муниципальном образовании.
Кроме того, важно в рамках муниципально-частного партнерства создавать культурные фонды для внедрения и поддержки инноваций в сфере культуры и досуга, привлечения молодежи к организации культурных и досуговых мероприятий на новых площадках.
Реализация таких мероприятий должна осуществляться на основе проектного управления, то есть разработки конкретных систем мероприятий, привязанных к определенному объему финансовых ресурсов для достижения конкретных поставленных целей в сфере культуры и досуга в ограниченные сроки.