Управление программами и проектами в ГМУ – это специальное направление ГМУ и соответствующая деятельность должностных лиц и органов ГМУ, предполагающая использование системы принципов, инструментов, мероприятий по прогнозированию и планированию социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий и государства в целом и разработку и осуществление программных и стратегических документов развития.
Значение управления программами и проектами в ГМУ
Отечественным бизнесом сегодня широко используются методы программного и проектного управления. Это обусловлено тем, что в условиях бурно развивающихся общественных, в том числе социально экономических, отношений методы проектного и программного управления позволяют ориентировать текущую деятельность организации на решение стратегических целей и задач развития. Иными словами, использование проектного и программного управления позволяет посредством анализа внутренней и внешней среды, в частности имеющегося в наличии ресурсного обеспечения, прогнозировать, планировать и осуществлять развитие организации в долгосрочной перспективе.
Эффективность управления программами и проектами в сфере частного бизнеса, а также в зарубежной практике, обусловила внедрение программных и проектных методов управления в систему ГМУ.
Управление программами и проектами в ГМУ позволяет решить следующие задачи:
- общую задачу повышения эффективности управления, в том числе и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг и эффективности организации и реализации государственной и муниципальной службы, и, как следствие, обеспечить удовлетворение социальных запросов развития территорий;
- задачу информационного обеспечения управленческих процессов ГМУ за счет использования инструментов прогнозирования и планирования социально-экономического развития территории и отдельных сфер публичного управления;
- задачу достижения специальных целей и задач управления в строго очерченные сроки с привлечением заранее установленного объема ресурсов для достижения максимально возможного социально полезного эффекта в конкретной сфере публичного управления;
- задачу соотношения стратегических целей и задач управления со среднесрочными и оперативными целями и задачами;
- задачу развития общественного контроля. Программы и проекты позволяют определить не только общие направления социально-экономического развития или развития в конкретной сфере публичного управления, но и конкретные мероприятия, которые должны быть осуществлены ответственными субъектами для достижения социально полезного эффекта за счет конкретного объема финансовых, организационных и иных ресурсов. Это облегчает контроль со стороны населения за расходованием бюджетных средств и др.
Специфика управления программами и проектами в ГМУ
Различие природы частного бизнеса и ГМУ определяет и специфику применения методов управления программами и проектами в ГМУ. Итак, если частная организация стремится повысить свою эффективность, то предполагается, что организация направляет усилия и ресурсы на излечение максимальной финансовой прибыли при использовании минимального количества ресурсов. Система ГМУ функционирует для достижения социально полезных результатов, а именно для наиболее полного удовлетворения потребностей населения конкретной территории – от муниципальной до федеральной. Именно поэтому итоги публичного управления оцениваются не только с экономической, но и социальной точки зрения.
В соответствии с применяемыми в международной практике стандартами управления проектами в сфере ГМУ можно выделить следующие специфические характеристики программы проектов в ГМУ:
- цель управления программами и проектами в частной организации – извлечение максимальной финансовой прибыли; цель управления программами и проектами в ГМУ – достижение социально полезных результатов;
- неэффективность управления проектами и программами в частной организации ведет к сокращению финансовой эффективности функционирования такой организации; неэффективность управления программами и проектами в ГМУ ведет к нарушению прав и свобод населения, сокращению уровня доходов населения, экономической, социальной, политической нестабильности, что, в свою очередь, требует наиболее жестких процедур планирования, прогнозирования и реализации управления программами и проектами в ГМУ.
Проблемы внедрения управления программами и проектами в ГМУ
Прежде всего, необходимо отметить, что в практику публичного управления в России методы управления программами и проектами внедряются довольно активно, однако при этом наличествуют определенные трудности:
- прежде всего, на сегодняшний момент отсутствует общее нормативное обеспечение реализации программной и проектной деятельности в системе ГМУ, которая позволила бы эффективно координировать усилия публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях в конкретных сферах публичного управления;
- наблюдается дефицит кадров, способных эффективно разрабатывать, внедрять и реализовывать механизмы программного и проектного управления в ГМУ, то есть фактически сегодня еще не сформировалась культура программного и проектного управления в публичном секторе;
- недостаточно развиты организационные и информационные инструменты, обеспечивающие процессы разработки и реализации программ и проектов в сфере ГМУ;
- неэффективен общественный контроль над управлением программами и проектами в ГМУ.
Основные направления совершенствования управления программами и проектами в ГМУ
В качестве приоритетных направлений совершенствования управления программами и проектами в ГМУ следует выделить:
- развитие нормативной базы, регламентирующей управление проектами и программами в ГМУ, в том числе для координации усилий должностных лиц и органов публичного управления разных уровней;
- обеспечение эффективных каналов взаимодействия, в том числе посредством внедрения информационных технологий, между должностными лицами и органами публичного управления, между системой публичного управления и населением;
- профессиональная подготовка специалистов в сфере проектного и программного управления в ГМУ и привлечение специалистов программного и проектного управления из частной сферы на государственную и муниципальную службу и др.