Государственно-частное партнерство в сфере железнодорожного транспорта – это институт координации и объединения усилий и ресурсов структур публичного управления и частного предпринимательства для эффективной модернизации системы железнодорожного транспорта в стране посредством совместной разработки, реализации и финансирования инфраструктурных проектов.
Значение государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта
В России последние десятилетия в сфере государственно-общественного устройства ориентирами развития провозглашаются утверждение демократических ценностей, правового государства и гражданского общества. Очевидно, что только с этими характеристиками государственно-общественного устройства можно сегодня связать благосостояние населения и прогрессивное социально-экономическое развитие страны и территорий, его образующих. При этом крайне важно понимать, что необходимой характеристикой демократического государства и гражданского общества является вовлеченность населения в управление страной и решение важнейших для общества задач. Органы публичного управления должны направить свои усилия на формирование каналов связи с населением, выстраивание институтов взаимодействия с населением и бизнесом, которые позволят эффективно решать важные для общества вопросы, предлагая при этом бизнесу активно развиваться и получать прибыль от усилий, вложенных в социальное благополучие страны.
Приоритетными сферами государственно-частного партнерства сегодня являются инновационное развитие производства, обеспечение инфраструктуры и иные социальные проекты. Указанное в полной мере распространяется и на сферу железнодорожного транспорта.
Ввиду значительной территории нашей страны железнодорожные транспортные коммуникации для взаимодействия, как обычных граждан, так и предпринимателей, играют важнейшую роль. При этом длительный период остается неразрешенной проблема повышения качества предоставления услуг железнодорожного транспорта, увеличения объема таких услуг, улучшение сервиса и пр. Кроме того, железнодорожный транспорт нуждается сегодня в реализации масштабных проектов высокотехнологического строительства, в том числе и пассажирских железнодорожных путей, и сопутствующей такому строительству инфраструктуры. Масштабность задач, которые сегодня стоят перед реформированием и оптимизацией отрасли железнодорожного транспорта, объективно требует вовлечения в этот процесс предпринимателей с их финансовыми ресурсами, инновационными научными разработками.
В современной обстановке государственно-частное партнерство позволяет объединить и скоординировать усилия бизнеса и структур публичного управления для решения социально значимых задач.
Государственно-частное партнерство является важнейшим инструментом координации объединения усилий публичное управления и предпринимательства для разработки и реализации финансирования инфраструктурных проектов.
В качестве положительных черт государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта следует выделить такие:
- привлечение в сферу решения социальных задач финансовых ресурсов частного предпринимательства;
- привлечение в сферу решения социальных задач в области железнодорожного транспорта профессионального опыта частного предпринимательства, в том числе профессионального управленческого опыта при ориентации на рыночные и инновационные решения проблемных вопросов.
Практика использования конструкции государственно-частного партнерства во всех сферах решения социальных задач позволяет выделить ряд такие позитивные последствия:
- рост сервиса;
- рост объема разработок и внедрения инфраструктурных проектов;
- рост эффективности размещения ресурсов публичного управления;
- выработка инициативного подхода к реализации инноваций;
- прозрачность финансовых потоков в отрасли;
- снижение расходных обязательств государства и сокращение бюджетного дефицита.
Характеристика процесса управления проектами государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта
Современное состояние железнодорожного транспорта позволяет выявить основную проблему этой отрасли – износ значительного объема железнодорожной инфраструктуры. Указанное актуализирует привлечение капитала в отрасль для инновационного ее обновления.
Эффективным инструментом для преодоления названной проблемы в отрасли железнодорожного транспорта является конструкция государственно-частного партнерства. Эта конструкция позволяет органам публичного управления не отказываться от собственного воздействия на управляемую сферу и при этом привлекать управленческие, финансовые, трудовые, научные ресурсы частного сектора. В свою очередь, частный сектор получает возможность извлекать прибыль из реализации социально и экономически значимых масштабных проектов.
Целевой государственной программой, регламентирующей обновление отрасли до 2030 г., предусмотрено более двадцати проектов в сфере железнодорожного транспорта, которые должны быть реализованы на условиях государственно-частного партнерства. При этом если в практике зарубежных государств государственно-частное партнерство инициируется обычно частным бизнесом, в России проекты для совместной реализации государством и частным бизнесом обычно инициируются органами публичного управления.
При этом государство в условиях партнерства предоставляет частному бизнесу налоговые и иные послабления, также участвует в финансировании проекта. Частный партнер наделяется определенным, необходимом для реализации проекта, объемом полномочий. Необходимо отметить, что на сегодняшний день у государства нет четкой стратегической программы и методологии партнерской деятельности. Частный сектор, в свою очередь, как партнер привносит в общую деятельность финансовые, организационные, управленческие ресурсы, практику принятия управленческих решений по инновационному обновлению отрасли.