Управление недрами - это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию и регулирование недропользования на территории страны.
Сущность недр и недропользования
Недра представляют собой часть земной коры, которая расположена под почвенным слоем, дном водотоков и водоемов до глубин, доступных для геологического исследования и освоения.
В соответствии с российским законодательством недра на территории Российской Федерации признаются государственной собственностью. Решение вопросов в отношении недр является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее регионов.
Недра не могут выступать в качестве предмета купли-продажи, наследования, дарения, залога, вклада или быть отчуждены в какой-либо другой форме. Оборот недр регулируется федеральными законами.
Полезные ископаемые и ресурсы, добытые из недр в соответствии с условиями лицензии, могут являться государственной собственностью, собственностью регионов, муниципальной собственностью, частной и иной собственностью.
В отношении недр допускаются следующие виды пользования:
- во-первых, региональное геологическое изучение, включающее геолого-геофизические работы, геологическую съемку, изыскания инженерно-геологического характера, проведение научно-исследовательских, палеонтологических и иных работ;
- во-вторых, геологическое изучение, подразумевающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- в-третьих, разведку и добычу полезных ископаемых;
- в-четвертых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых;
- в-пятых, образование геологических объектов особо охраняемого статуса;
- в-шестых, сбор коллекционных материалов минералогического, палеонтологического и иного геологического характера.
Допускается одновременное предоставление недр в пользование для геологического изучения, проведения разведки и добычи полезных ископаемых. Также одновременно в пользование недра могут предоставляться с целью разработки технологий геологических исследований, добычи и разведки полезных ископаемых, трудноизвлекаемых из недр.
Пользование недрами осуществляется в соответствии с лицензиями.
Современное состояние управления недрами в Российской Федерации
Управление недрами в Российской Федерации осуществляется органами государственного и муниципального управления в пределах их полномочий по регулированию отношений недропользования.
Полномочия по государственному управлению недрами возложены на российского Президента, российское Правительство, исполнительные органы власти регионального уровня, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.
Полномочия федеральных органов государственного управления по управление недрами включает в себя:
- разработку и совершенствованием норм права, регулирующих недропользования;
- разработку и реализацию государственной политики недропользованием;
- установление порядка недропользования, охраны недр, разработки стандартов их использования;
- формирование и ведение территориальных геологических фондов, распоряжение сведениями, полученными за счет бюджетных средств регионального и местного уровня;
- формирование территориальных балансов природных ресурсов и кадастров месторождений, учет недр;
- участие информации о недрах в государственной экспертизе;
- определение порядка использования недр местного уровня;
- защиту интересов отдельных социальных групп при решении вопросов пользования недрами.
Полномочия органов муниципального власти по управлению недрами включают в себя:
- во-первых, участие в решении вопросов, которые нацелены на защиту и соблюдение интересов экологического и социально-экономического характера в отношении населения отдельного муниципального образования при предоставлении недр в пользование;
- во-вторых, осуществление мер, направленных на развитие базы минерально-сырьевого характера для местных предприятий;
- в-третьих, осуществление контроля охраны и использования недр при добыче полезных ископаемых.
Перспективы управления недрами в Российской Федерации
Перспективы управления недрами в Российской Федерации определяются государственной политикой недропользования.
Стратегическая задача управления недрами в Российской Федерации ориентирована на сохранение недр на максимально длительный срок с целью обеспечения населения страны необходимыми природными ресурсами. Однако на сегодняшний день в стране осуществляется недропользование, которое не способствует решению этой задачи. Статус России на мировом рынке определяется теми ресурсами, которые страна поставляет без переработки. В определенном смысле Россию можно рассматривать в качестве сырьевого придатка западных стран. Руководство страны должно стремиться к изменению сложившейся ситуации.
Рациональная организация управления недрами требует формирования полноценной воспроизводственные цепочки. Природные ресурсы должны добываться только в том случае, если на территории страны организована их переработка и экспорт осуществляется уже в переработанном виде. Это будет способствовать увеличению рабочих мест, снижение безработицы, росту национального дохода.
Также в качестве перспективы развития управления недрами следует обозначить ужесточение экологических стандартов добычи природных ископаемых, снижения сопутствующих потерь (например, сжигаемого попутного газа), иных нерациональных расходов.
Государству необходимо выработать долгосрочную программу исследования недр и обеспечить возможность воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов за счет построения сбалансированного процесса потребления и воспроизводства минерального сырья.
Также в практику управления недрами необходимо включить развитие системы аукционов за пользование недрами, способными обеспечить приток средств в государственную бюджетную систему.