Понятие муниципального бюджета
Законодательство наделяет каждое муниципальное образование правом формирования и использования собственного бюджета.
Назначение муниципального бюджета состоит в обеспечении средствами расходов муниципального образования.
Органам местного самоуправления запрещены иные формы формирования и финансирования расходов муниципального образования.
Бюджетная классификация Российской Федерации предусматривает разделение муниципальных бюджетов на:
- средства, предназначенные для финансирования расходов муниципального образования по решению вопросов местного значения;
- средства, предназначенные для финансирования расходов муниципального образования за счет средств субвенций, полученных от иных бюджетов бюджетной системы России для реализации конкретных государственных полномочий.
Консолидированный бюджет муниципального района образуется из:
- бюджеты городских и сельских поселений;
- сметы доходов и расходов населенных пунктов и территорий, не имеющих статуса муниципального образования.
Консолидированный бюджет городского округа, имеющего внутригородское деление, образуется из:
- бюджеты городского округа;
- сводный бюджет внутригородских районов, входящих в состав городского округа.
Из консолидированного бюджета городского округа, имеющего внутригородское деление, исключаются межбюджетные трансферты между бюджетом самого округа и входящих в него районов.
Особенности управления муниципальным бюджетом
В основе управления муниципальным бюджетом лежат такие категории муниципального управления как:
- во-первых, бюджетный план;
- во-вторых, план социально-экономического развития.
Планирование в управлении муниципальным бюджетом обеспечивает формирование целей и задач его осуществления. Между бюджетным планированием и планирование социально-экономического развития муниципальной территории существует прямая взаимосвязь, что требует одновременного их принятия и разработки.
Цели бюджетного и социально-экономического планирования включают в себя:
- во-первых, ориентированность на обеспечение развития муниципального образования с социально-экономической точки зрения;
- во-вторых, прогнозное определение объема финансовых ресурсов, требующихся для реализации запланированных мероприятий;
- в-третьих, прогнозное определение финансовых последствий выполнения программ и планов;
- в-четвертых, определение возможностей осуществления предусмотренных мер в условиях муниципального бюджета.
Планирование муниципального бюджета делится на два вида:
- перспективное;
- годовое.
Сроки бюджетного планирования требуют взаимоувязки со сроками социально-экономического планирования развития муниципального образования, что обусловлено необходимостью обеспечения социально-экономического развития бюджетными средствами.
Совместное бюджетное и социально-экономическое планирование на муниципальном уровне обеспечивает объективность оценки реальности выполнения обоих планов, достижимость целей и прозрачность финансирования.
Сочетание видов бюджетного планирования может быть трех вариантов:
- годовое планирование без перспективного планирования;
- сочетание годовой и перспективного планирования путем совмещения их этапов за счет единых агрегированных показателей на определенный финансовый год;
- перспективное планирование, в которое полностью интегрировано годовое планирование за счет единого формата и процедур.
Бюджетное планирование включает в себя самостоятельные блоки:
- во-первых, разработка финансового плана на среднесрочный период;
- во-вторых, разработка бюджета на финансовый год.
Второй блок в результате своего осуществления обеспечивает формирование проекта муниципального бюджета на очередной финансовый год, в основе которого находится результат первого блока, то есть перспективный (среднесрочный) финансовый план.
В основе разработки годового бюджета муниципального образования находятся отдельные элементы среднесрочного финансового планирования, относимые к очередному финансовому году. Основное отличие годового бюджетного планирования от перспективного заключается в том, что годовое является более детальным, но в рамках границ, определенных среднесрочным планом.
Перспективное финансовое планирование не требует нормативного утверждения, целью его осуществления является формирование представления законодательной ветви муниципального управления о возможностях социально-экономического развития, его перспективах в части финансовой политики.
Перспективное финансовое планирование бюджета охватывает период в три года, но предполагает ежегодную корректировку сдвига этого периода на один год с учетом плана социально-экономического развития муниципального образования.
Перспективное планирование муниципального бюджета призвано решать следующие задачи:
- обеспечивать среднесрочную сбалансированность доходов и расходов муниципального образования;
- определять приоритеты развития муниципального образования и особенности их отражения в среднесрочном финансовом плане и бюджете муниципального образования;
- формировать обоснованные программы реализации установленных приоритетов развития муниципального образования;
- осуществлять мониторинг и анализ уровня достижения целей и прогнозных показателей;
- повысить обоснованность стратегических решений;
- повысить эффективность использования бюджетных средств.
Годовой бюджет разрабатывается на основе детализации перспективного финансового плана. Годовое планирование бюджета обладает рядом определенных недостатков:
- отсутствие взаимосвязи текущего, среднесрочного и стратегического планирования;
- несоблюдение принципа преемственности бюджетной политики;
- отсутствие программного подхода в бюджетной политике и так далее.
Заключительной стадией муниципального управления бюджетом является его исполнение, которое осуществляется администрацией муниципального образования.