Управление изменениями в ТЭС – это направление стратегического управления отечественной экономикой, которое предполагает изменение условий функционирования ТЭС для увеличения производства энергоресурсов, повышения их качества и доступности, повышения эффективности технологического оснащения сектора и пр.
Основные направления управления изменениями в ТЭС
Распоряжением федерального правительства в 2020 г. был утвержден стратегический документ, регулирующий вопросы энергетического развития страны до 2035 г. В соответствии со стратегией развития ТЭС в указанном секторе планируются следующие изменения:
- Управление изменениями в ТЭС в области добычи нефти. Предполагается трансформировать систему налогообложения от оборотных налогов к налогообложению финансовых итогов, а также планируется принять меры для формирования среды для привлечения инвестиций в сферу добычи нефти. Указанные мероприятия позволят монетизировать ресурсный потенциал рассматриваемой сферы;
Управление изменениями в ТЭС в газовой отрасли. Здесь планируются изменения по следующим направлениям:
- изменения в регулировании ценообразования. Планируется переход от управления оптовыми ценами на газ к внедрению рыночных механизмов ценообразования. Указанные изменения не коснутся потребителей. Здесь государство должно обеспечить формирование конкурентной среды без допущения дискриминации от участников отрасли;
- оптимизация инструментов недискриминационного доступа к транспортным услугам газа по магистральным газопроводам, а также к услугам по хранению газа;
- сохранение экспортного канала трубопроводного газа, а также рассмотрение возможности обеспечения транспортировки через единый канал газа от независимых производителей;
- формирование законодательной и нормативной базы, в том числе налоговой и таможенной, для развития производства, транспортировки, хранения и поставки сжиженного природного газа. Кроме того, в качестве перспектив развития указанного направления называется либерализация экспорта сжиженного природного газа, что, в свою очередь, требует формирования контрольных инструментов для исключения нарушений интересов страны при функционировании на международном рынке;
- формирование инфраструктуры для производства и поставки газомоторного топлива. Дальнейшие перспективы по указанному направлению связываются с увеличением производства и расширением моделей техники, которая использует газомоторный газ.
Названные мероприятия призваны обеспечить совершенствование функционирования национального газового рынка и эффективное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в газе. Кроме того, названные мероприятия должны гарантировать гибкость реагирования на изменения на мировом рынке газа. При этом в качестве перспективных направлений развития отрасли называются развитие производства и экспорта сжиженного природного газа и развитие рынка газомоторного топлива;
Управление изменениями в ТЭС в области нефтегазохимии. Предполагается осуществить формирование стабильной налоговой среды, что, в свою очередь, выступит гарантом расширения производства нефтегазохимического продукт;
- Управление изменениями в ТЭС в угольной промышленности направлено на обеспечение лицензирование в первую очередь участков недр богатых угольными месторождениями, которые позволяют обеспечить наиболее безопасную разработку, при одновременном сокращении выдачи лицензий на право использования недр, где их разработка осложнена опасными горно-геологическими условиями. Это позволит повысить безопасность функционирования угольной отрасли;
Управление изменениями в ТЭС в сфере электроэнергетики предполагает:
- оптимизацию системы планирования в области электроэнергетики;
- внедрение инструментов управления спросом;
- создание инструментов контроля и роста качества обслуживания потребителей в сфере электроэнергетики;
- постепенный уход от перекрестного субсидирования.
Указанные мероприятия призваны обеспечить повышения эффективности предоставления энергетических услуг населению и др.
Оценка управления изменениями в ТЭС
Названные мероприятия управления изменениями в ТЭС решают глобальные задачи:
- развития национального рынка топливно-энергетических ресурсов;
- увеличение экспорта посредством внедрения новых инструментов, в том числе налоговых, в частности переход к налогообложению финансовых итогов в секторе нефтедобычи и к рыночному механизму образования цены на национальном газовом рынке;
- совершенствование функционирующих механизмов управления изменениями, например, сохранение механизма регулирования в области транспортировки газа при одновременной оптимизации инструментов доступа к такой транспортировке.
Разница в сложности и глубине изменений определяет использование разных методов и инструментов для реализации управленческих задач в ТЭС.
Так, например, нефтяная отрасль подвергнется менее значительным изменениям в части системы функционирования. Для этого есть объективные причины эта отрасль является относительно зрелой, в ней обеспечивается функционирование механизмов добросовестной конкуренции. Здесь предусматриваются отдельные направления для совершенствования, в частности, изменение механизма налогообложения в секторе добычи нефти: налогообложение будет здесь представлять собой не рентные платежи, а обложение финансовых итогов нефтедобычи.
Совершенствование электроэнергетики планируется осуществить за счет внедрения новых инструментов, повышающих качество и доступность предоставляемых населению услуг.
В газовой отрасли планируется постепенный переход к рыночным механизмам образования цены на газ для всех участников национального рынка. Указанное, в частности, обеспечивается гарантированием равных условий для всех, в том числе независимых производителей газа, в части доступа к транспортировке газа.
Угольная отрасль также не претерпевает существенных изменений в части национального рынка. Однако отдельные управленческие меры направлены на обеспечение безопасности в угольной отрасли за счет приоритетной выдачи лицензий в отношении тех месторождений, разработка которых не связана с опасными условиями.