Значение управления государственными проектами и программами
Управление государственными проектами и программами – это специфический вид государственно-управленческой деятельности, который направлен на достижение определенных положительных социально-экономических итогов в соответствии с заданными проектом или программой параметрами.
Формирование и развитие новой отечественной модели экономического роста предполагает повсеместное внедрение инноваций, которое, в свою очередь, позволяет обеспечить перманентное совершенствование технической и технологической основы производства, разработку и выпуск нового конкурентоспособного продукта, активное внедрение на международный рынок и, как следствие, эффективную социально-экономическую защиту личности.
При этом реализация названных стратегических социально-экономических целей может быть достигнута только посредством оптимизации управленческого процесса на всех уровнях – от государственного до частного.
Всякая управленческая деятельность может делиться на повседневную (текущую) и стратегическую (проектную или функциональную). При этом обычно указанные виды деятельности реализуются одновременно.
Если текущая управленческая деятельность представляет собой осуществление обычных, повторяемых комплексов действий, то деятельность стратегическая предполагает осуществление неповторяемых, сложных, заранее разработанных и формализованных на основе исходных данных систем планомерных действий по достижению уставленных результатов. Отсюда, государственную деятельность по управлению проектами и программами можно определить как специфический вид управленческой деятельности, который опосредует планомерное достижение поставленных исходя из имеющихся исходных данных цели и задач социально-экономического развития в соответствующих областях управления.
Положительными чертами государственного управления проектами и программами являются следующие характеристики этого вида управленческой деятельности:
- возможность разработать конкретные четкие цели;
- возможность дробления процесса достижения цели на отдельные этапы с оценкой эффективности каждого из таких этапов и, соответственно, при необходимости корректировки проекта;
- возможность на стадии планирования определить объем необходимых ресурсов для достижения конкретных параметров социально-экономического развития в конкретной области;
- определение субъектов полномочных и способных эффективно реализовать программу или проект и, соответственно, ответственных за такую реализацию;
- определение видов и степени возможных рисков;
- эффективный контроль управленческого процесса по реализации программы или проекта и др.
Программно-проектный подход к управлению в России и зарубежных странах
Государственное управление программами и проектами как метод государственной управленческой деятельности широко используется в Европе, Соединенных штатах Америки и Канаде, в Японии и других государствах. Использование программ и проектов государственно-управленческой деятельности позволяет решать стратегические задачи социально-экономического развития, когда необходимо аккумулировать ресурсы для достижения положительных социально-экономических параметров развития в конкретной области управления в поставленный срок.
В отечественной управленческой системе сегодня также используется программно-проектные инструменты социально-экономического развития; вопросы программно-проектного метода государственного управления широко исследуются теоретиками и практиками государственного и муниципального управления.
Под государственной программой или проектом государственного управления понимается документ, устанавливающий цель, задачи, итоговые параметры, приоритетные направления, методы и инструменты осуществления политики государства в конкретной области управления, позволяющий обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития в конкретной управленческой сфере в конкретный срок.
Реализация программы или проекта государственного управления должно строиться на следующих принципах:
- разработка проекта или программы исходя из конкретно определенных стратегических цели и задач социально-экономического развития конкретной области, направлений и параметров их достижения;
- возложение обязанности по реализации программы или проекта на конкретный орган публичного управления;
- определение измеримых параметров достижения цели и задач социально-экономического развития конкретной области управления;
- охват всех областей функционирования органов публичного управления и большей части бюджетных и иных материальных ресурсов, которые имеются в распоряжении субъекта управленческой деятельности, а также объединение финансово-материальных и регулятивных инструментов для эффективного достижения целей социально-экономического развития в определенный срок в конкретной сфере управления;
- наделение органов и должностных лиц публичного управления необходимыми полномочиями для реализации государственной управленческой программы или проекта;
- перманентная реализация контрольных процедур в отношении результативности и эффективности осуществления государственной программы или проекта, в том числе с привлечением внешних экспертов. В рамках контрольной деятельности должна также производиться оценка инновационности реализуемых программ и проектов и достигнутых результатов и принятие на основе такой оценки решения о прекращении программы, совершенствовании программы и пр.
В отечественный государственной управленческой системе на федеральном уровне комплекс государственных программ и проектов разрабатывается исходя из тех стратегических целей и параметров, которые ставятся в концепции долгосрочного социально-экономического развития государства на определенный период, а также в других содержащих стратегические цели социально-экономического развития нормативных документах.