Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление государственным и муниципальным долгом

Определение 1

Управление государственным и муниципальным долгом – это целенаправленная деятельность, реализуемая должностными лицами и органами государственного и муниципального управления по привлечению заемных средств для обеспечения бюджетных расходов соответствующего уровня, использованию таких средств и погашению долговых обязательств бюджета.

Значение управления государственным и муниципальным долгом

Бюджеты публично-правовых образований формируются для непосредственного обеспечения деятельности системы государственного и муниципального управления и решения тех задач публичного управления, которые возлагаются на должностных лиц и органы государственного и муниципального управления. При этом бюджеты не всегда обладают необходимым объемом ресурсов для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов по указанным направлениям. В связи с чем возникает необходимость привлечения заемных средств в бюджеты, что, соответственно, приводит к формированию задолженности федерального, регионального или муниципального бюджета.

Важно понимать, что значение государственных и муниципальных долговых обязательств определяется их существенным влиянием на финансово-экономическое состояние внутри страны, а значит и на обеспечение государством и муниципалитетами социальных обязательств. Указанное актуализирует эффективное управление государственным и муниципальным долгом, то есть вопросы:

  • привлечения заемных средств в бюджеты страны и муниципалитетов;
  • использования этих заемных средств;
  • погашения государственного и муниципального долга.

Таким образом, в сфере управления наиболее остро стоит задача обеспечить:

  • эффективные контрольные мероприятия в отношении оперативного управления государственным и муниципальным долгом;
  • эффективное использование заемных средств, привлеченных для обеспечения расходных обязательств бюджета и, соответственно, наиболее эффективного покрытия дефицита бюджетов.

Эффективная организация управления государственным и муниципальным долгом выступает гарантией защиты интересов страны от кризисных явлений экономического и финансового характера.

«Управление государственным и муниципальным долгом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Состав государственного и муниципального долга

В соответствии с положениями российского бюджетного законодательства государственный долг составляют:

  • долговые обязательства федерального уровня перед гражданами и организациями страны, регионами и муниципалитетами, а также иностранными государствами и финансовыми организациями международного уровня;
  • долговые обязательства, основанием которых выступают государственные гарантии, предоставленные Российской Федерацией;
  • долговые обязательства, основанием которых выступает принятие законодательных актов федерального уровня по включению в состав государственного долга долговых обязательств иных лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса России.

Нормами бюджетного законодательства в состав муниципального долга включаются долговые обязательства:

  • возникшие по ценным бумагам муниципалитета;
  • возникшие из бюджетных кредитов, которые были привлечены в валюте в России в бюджет муниципалитета из других уровней отечественной бюджетной системы;
  • возникшие из бюджетных кредитов, которые были привлечены от России в иностранной валюте в рамках использования заемных средств, полученных по иностранным кредитам целевого характера;
  • основанием которых выступают гарантии муниципалитетов, выраженные в российской валюте;
  • по гарантиям муниципалитетов, которые предоставлены государством в иностранной валюте в рамках использования заемных средств, привлеченных по иностранным кредитам целевого характера;
  • иные, которые возникли до введения в действие современного бюджетного законодательства.

Понятие, задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом

В теории публичного управления не сложилось единого подхода к управлению государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом в самом общем виде можно определить как целенаправленную деятельность государства или, соответственно, муниципалитета, которая реализуется на стратегическом и оперативном уровне уполномоченными субъектами и представляет собой систему мероприятий по регулированию объема, состава и стоимости обслуживания долговых обязательств государства или муниципалитетов.

Управление долговыми обязательствами государства или муниципалитета предполагает осуществление следующих функций:

  • использование привлеченных государством или муниципалитетом заемных ресурсов в таких объемах, которые позволяют восполнить недостаток доходов государства или муниципалитета для того, чтобы обеспечить исполнение и финансовых обязательств;
  • сокращение стоимости долга при использовании инструментов пролонгирования срока и сокращения доходности ценных бумаг государства или муниципалитета;
  • препятствование избыточного наполнения рынка заемными обязательствами государства или муниципалитетов и поддержание стабильного состояния на рынке долговых обязательств;
  • недопущение увеличения государственного долга до размеров, создающих угрозу экономической безопасности государства;
  • формирование положительного имиджа страны как надежного заемщика, надлежащим образом выполняющего финансовые обязательства перед собственными инвесторами.

Эффективность управления государственным и муниципальным долгом также обеспечивается соблюдением следующих принципов организации управленческого процесса в рассматриваемой сфере:

  • безусловность. В соответствии с указанным принципом обеспечивается надлежащее исполнение обязательств государства и муниципалитетов перед инвесторами и кредиторами;
  • единство учета. Названный принцип предполагает, что управленческая деятельность в отношении государственного и муниципального долга учитывает все виды ценных бумаг, которые эмитированы органами публичного управления;
  • согласованность. Названный принцип требует обеспечения согласованности интересов государства или муниципалитета как заемщика и кредиторов и др.
Дата последнего обновления статьи: 28.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot