Управление государственным и муниципальным долгом – это целенаправленная деятельность, реализуемая должностными лицами и органами государственного и муниципального управления по привлечению заемных средств для обеспечения бюджетных расходов соответствующего уровня, использованию таких средств и погашению долговых обязательств бюджета.
Значение управления государственным и муниципальным долгом
Бюджеты публично-правовых образований формируются для непосредственного обеспечения деятельности системы государственного и муниципального управления и решения тех задач публичного управления, которые возлагаются на должностных лиц и органы государственного и муниципального управления. При этом бюджеты не всегда обладают необходимым объемом ресурсов для обеспечения деятельности государства и муниципалитетов по указанным направлениям. В связи с чем возникает необходимость привлечения заемных средств в бюджеты, что, соответственно, приводит к формированию задолженности федерального, регионального или муниципального бюджета.
Важно понимать, что значение государственных и муниципальных долговых обязательств определяется их существенным влиянием на финансово-экономическое состояние внутри страны, а значит и на обеспечение государством и муниципалитетами социальных обязательств. Указанное актуализирует эффективное управление государственным и муниципальным долгом, то есть вопросы:
- привлечения заемных средств в бюджеты страны и муниципалитетов;
- использования этих заемных средств;
- погашения государственного и муниципального долга.
Таким образом, в сфере управления наиболее остро стоит задача обеспечить:
- эффективные контрольные мероприятия в отношении оперативного управления государственным и муниципальным долгом;
- эффективное использование заемных средств, привлеченных для обеспечения расходных обязательств бюджета и, соответственно, наиболее эффективного покрытия дефицита бюджетов.
Эффективная организация управления государственным и муниципальным долгом выступает гарантией защиты интересов страны от кризисных явлений экономического и финансового характера.
Состав государственного и муниципального долга
В соответствии с положениями российского бюджетного законодательства государственный долг составляют:
- долговые обязательства федерального уровня перед гражданами и организациями страны, регионами и муниципалитетами, а также иностранными государствами и финансовыми организациями международного уровня;
- долговые обязательства, основанием которых выступают государственные гарантии, предоставленные Российской Федерацией;
- долговые обязательства, основанием которых выступает принятие законодательных актов федерального уровня по включению в состав государственного долга долговых обязательств иных лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса России.
Нормами бюджетного законодательства в состав муниципального долга включаются долговые обязательства:
- возникшие по ценным бумагам муниципалитета;
- возникшие из бюджетных кредитов, которые были привлечены в валюте в России в бюджет муниципалитета из других уровней отечественной бюджетной системы;
- возникшие из бюджетных кредитов, которые были привлечены от России в иностранной валюте в рамках использования заемных средств, полученных по иностранным кредитам целевого характера;
- основанием которых выступают гарантии муниципалитетов, выраженные в российской валюте;
- по гарантиям муниципалитетов, которые предоставлены государством в иностранной валюте в рамках использования заемных средств, привлеченных по иностранным кредитам целевого характера;
- иные, которые возникли до введения в действие современного бюджетного законодательства.
Понятие, задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом
В теории публичного управления не сложилось единого подхода к управлению государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом в самом общем виде можно определить как целенаправленную деятельность государства или, соответственно, муниципалитета, которая реализуется на стратегическом и оперативном уровне уполномоченными субъектами и представляет собой систему мероприятий по регулированию объема, состава и стоимости обслуживания долговых обязательств государства или муниципалитетов.
Управление долговыми обязательствами государства или муниципалитета предполагает осуществление следующих функций:
- использование привлеченных государством или муниципалитетом заемных ресурсов в таких объемах, которые позволяют восполнить недостаток доходов государства или муниципалитета для того, чтобы обеспечить исполнение и финансовых обязательств;
- сокращение стоимости долга при использовании инструментов пролонгирования срока и сокращения доходности ценных бумаг государства или муниципалитета;
- препятствование избыточного наполнения рынка заемными обязательствами государства или муниципалитетов и поддержание стабильного состояния на рынке долговых обязательств;
- недопущение увеличения государственного долга до размеров, создающих угрозу экономической безопасности государства;
- формирование положительного имиджа страны как надежного заемщика, надлежащим образом выполняющего финансовые обязательства перед собственными инвесторами.
Эффективность управления государственным и муниципальным долгом также обеспечивается соблюдением следующих принципов организации управленческого процесса в рассматриваемой сфере:
- безусловность. В соответствии с указанным принципом обеспечивается надлежащее исполнение обязательств государства и муниципалитетов перед инвесторами и кредиторами;
- единство учета. Названный принцип предполагает, что управленческая деятельность в отношении государственного и муниципального долга учитывает все виды ценных бумаг, которые эмитированы органами публичного управления;
- согласованность. Названный принцип требует обеспечения согласованности интересов государства или муниципалитета как заемщика и кредиторов и др.