Управление государственной собственностью – это необходимый элемент экономической политики государства и соответствующая научно обоснованная целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, входящим в состав государственной собственности, для эффективного обеспечения собственного функционирования и непосредственного решения задач публичного управления.
Значение управления государственной собственностью
Государство для обеспечения функционирования системы публичного управления и непосредственного решения задач публичного управления наделяется имуществом, которое составляет государственную собственность. Эффективность управления государственной собственностью определяет не только эффективность функционирования системы публичного управления и решения задач публичного управления, но и эффективность экономического развития государства в целом и отдельных территорий.
Сегодня в теории публичного управления все чаще отмечается недостаточная эффективность управления государственной собственностью, в том числе неэффективность функционирования хозяйственных обществ с участием государства, государственных предприятий. При этом отдельными авторами указывается на то, что государственные предприятия и организации с участием государства функционируют чаще всего в стратегически значимых отраслях, и потому эффективность их функционирования не должна оцениваться только с точки зрения прибыли, необходимо учитывать и социально полезный эффект от функционирования таких организаций.
Тенденции развития управления государственной собственностью
Теория развития публичного управления позволяет выделить следующие специфические характеристики управления имуществом, составляющим государственную собственность:
- государство выступает одновременно и как собственник определенного имущества, и как регулятор отношений собственности;
- цель формирования и управления государственной собственностью заключается в обеспечении экономической безопасности и экономическом развитии государства;
- государственная собственность является отражением интересов общества;
- распределение полномочий по управлению государственным имуществом между Федерацией и регионами ввиду федеративного устройства государства;
- отдельные объекты государственной собственности (природные ресурсы, объекты культурно-исторического наследования, казна и пр.) могут находиться исключительно в собственности государства;
- при управлении государственной собственностью могут использоваться такие исключительные инструменты как приватизация, реквизиция, национализация, установление налоговых платежей и др.
В 1990-е гг. в новом российском государстве утвердилась концепция управления государственным имуществом, предполагающая формирование государственного сектора экономики как системы экономических отношений по использованию имущества, составляющего государственную собственность:
- закрепленного за федеральными государственными предприятиями и учреждениями на правах на ограниченном вещном праве – оперативного управления или хозяйственного ведения,
- составляющую государственную казну РФ;
- имущественные права, которые вытекают из участия страны в коммерческих организациях и предприятиях и пр.
В принятой государственной программе управления федеральным имуществом, которая была утверждена федеральным правительством в 2014 г., категория государственного сектора экономики не используется. Сегодня это категория заменена термином «федеральное имущество».
В свою очередь, в теории система управления государственным имуществом представлена следующим образом. Предприятия и учреждения, которые функционируют за счет собственности государства и управляются органами публичного управления составляет государственный сектор экономики. Функционирование государственного сектора экономики предполагает разделение полномочий собственника имущества и управляющего имуществом, которыми в современной практике чаще всего выступают приглашенные управленцы.
В 1990-х гг. в России начались масштабные преобразования государственной собственности посредством ее приватизации. Это наглядно демонстрирует сокращение количества занятых в государственном секторе. Важными тенденциями управления государственной собственностью сегодня являются:
- сокращение участия государства в основных фондах;
- сокращение объема государственных инвестиций;
- сокращение числа государственных предприятий и организаций.
Современная система управления государственной собственностью определяется следующими ключевыми аспектами:
- управление государственной собственностью реализуется на основе утвержденной государственной политики исходя из поставленных целей управления;
- управление государственной собственностью предполагает формирование законодательной и подзаконной базы такого управления;
- формирование специальных органов публичного управления, наделение их полномочиями по управлению государственным имуществом;
- инвентаризация и учет объектов, составляющих государственную собственность, и распределение их между субъектами управления;
- утверждение программ функционирования и отчетности по управлению имуществом, составляющим государственную собственность, и др.
Перспективы развития управления государственной собственностью
В практике публичного управления сегодня наметились противоречия между разработкой и реализацией целей управления государственным имуществом:
- органы управления – Министерство экономического развития и Росимущество – прогнозируют и планируют увеличение поступлений в бюджеты в виде прибыли от управления государственным имуществом, при этом фактически происходит процесс сокращения объектов государственной собственности;
- государство связывает цели управления государственным имуществом с выполнением государственных функций, при этом предусматривается отчуждение имущества, которое востребовано в экономическом обороте;
- возрастание сложности управления, в том числе за счет роста объема законодательной и программной базы управления государственным имуществом.
В качестве приоритетных тенденций развития управления государственной собственностью можно выделить следующие:
- формирование единой законодательной базы управления государственным имуществом;
- оптимизация и повышение эффективности процессов приватизации и аренды государственного имущества;
- недопущение вывода активов из организаций, в которых участвует государство и др.