Управление городским транспортом в «Нижегородпассажиравтотранс» – это система организационных, финансовых, технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества услуг общественного автобусного транспорта и повышения доступности общественного транспорта для городского населения.
Общая характеристика «Нижегородпассажиравтотранс»
Государственное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» выступает крупнейшим перевозчиком на территории области, которое имеет значительный опыт функционирования в области пассажирского автомобильного транспорта. Предприятие функционирует с 1939 г.
Парк предприятия включает автобусы среднего, большого и особо большого класса.
Автобусы предприятия перевозят каждый день около 300 тыс. пассажиров, более 30 % из них – это пассажиры, имеющие право на льготный проезд. В течение месяца объем перевозок предприятия превышает 7 млн пассажиров.
Региональными Министерством транспорта и автомобильных дорог и Департаментом транспорта реализуются организационные мероприятия, направленные на оптимизацию и совершенствование маршрутной сети. Для этого организуется обследование протяженности линий, устанавливается оптимальное количество подвижного состава по маршруту. На сегодняшний момент предприятие обслуживает около 60 маршрутов.
Предприятие также реализует дополнительные виды деятельности, в том числе пассажирские перевозки автобусами по заказу в пределах городской территории и по пригородным направлениям.
В качестве миссии функционирования предприятия руководство называет:
- повышение эффективности обслуживания;
- обеспечение безопасности пассажиров;
- обеспечение свободы перемещения городского населения по территории города;
- обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для городского населения.
Значение управления городским транспортом
Прежде всего необходимо отметить, что на рынке городского транспорта функционируют как государственные, муниципальные, так и частные перевозчики. Ввиду того что перевозчики обслуживают значительное количество пассажиров, имеющих право на льготный проезд, указанная сфера жестко регулируется для обеспечения осуществления социальных задач.
При этом к общим проблемам государственных, муниципальных и частных перевозчиков, в том числе «Нижегородпассажиравтотранс» относятся:
- изношенность транспорта общего пользования;
- несоответствие запросов населения территории количеству транспортных средств общего пользования малой вместимости;
- опережающий рост протяженности улично-дорожной сети над маршрутной.
В немалой степени эффективность функционирования транспортных предприятий на территории города обеспечивается эффективным государственным и муниципальным управлением транспортной сферой. Так, в частности, транспортная инфраструктура требует привлечения значительного объема бюджетных ресурсов, что, в свою очередь, позволит обеспечить:
- качество и доступность транспортных услуг для городского населения;
- сокращение издержек предприятия общественного транспорта;
- сокращение издержек потребителей транспортных услуг.
Значение эффективного управления городским транспортом заключаются также и в наращивании конкурентных преимуществ территории с точки зрения туристической, инвестиционной привлекательности, привлекательности для трудовых ресурсов.
Направления совершенствования управления городским транспортом в «Нижегородпассажиравтотранс»
Государственные и муниципальные предприятия городского транспорта, в том числе «Нижегородпассажиравтотранс», должны стремиться к преодолению ключевых проблем отрасли за счет решения следующих задач функционирования:
- повышение доступности транспорта общего пользования для городского населения;
- сокращение давления на городскую транспортную инфраструктуру посредством внедрения новых видов скоростного транспорта и за счет внедрения в практику собственного функционирования интеллектуальных инновационных систем управления потоками транспорта;
- организация собственной деятельности с ориентацией на сокращение вредных выбросов и поддержание в норме городской экологической обстановке;
- обеспечение нужд развития города – предпринимательской, культурной и иной сфер и др.
При этом задачи развития городского транспорта общественного пользования не могут быть решены без активной городской политики, в том числе:
- разработки политики развития транспортной инфраструктуры и отрасли общественного транспорта в целом;
- формирования единой городской службы перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
- применения инструментов государственно- и муниципально-частного партнерства для решения задачи транспортного обслуживания населения;
- разработки эффективного механизма образования тарифов на транспортные услуги.
Принципы управления городским транспортом в «Нижегородпассажиравтотранс»
К числу ключевых принципов организации управления предприятием, реализующим перевозки городского населения общественным транспортом, относятся следующие:
- планирование собственной деятельности для надлежащего исполнения заказов по перевозкам, то есть выполнения заданий и договорных условий по объему и срокам перевозок с обеспечением доступности общественного транспорта и комфортабельности перевозка;
- перманентное повышение качества перевозок. Названный принцип предполагает постоянный контроль качества перевозок и внедрение технологий, позволяющих повысить их эффективность;
- обеспечение эффективности использования производственных фондов. Названный принцип предполагает, что организация должна обеспечивать надлежащий технический контроль и технологическое обеспечение собственной деятельности, не допускать высокой изношенности транспортных средств и пр.;
- внедрение инноваций в собственную деятельность, в том числе в сфере производственно-технической базы, а также контроля за качеством перевозок и др.