Региональный бюджет – это установленная бюджетным законодательством в соответствии с федеративным устройством Российского государства форма аккумулирования и расходования денежных ресурсов в расчете на соответствующий финансовый год, предназначенных для реализации расходных обязательств региональной территории.
Значение регионального бюджета
Региональные бюджеты предназначены для обеспечения функций, возложенных на региональные органы публичного управления. Финансовые ресурсы региональных бюджетов обеспечивают решение задач в области:
- удовлетворения жилищно-коммунальных потребностей населения;
- здравоохранения;
- образования и пр.
С расширением компетенции региональных органов публичного управления по решению социальных и экономических задач возросла и роль региональных бюджетов, которые призваны аккумулировать и распределять финансовые ресурсы для обеспечения соответствующих задач управления на региональных территориях.
Сущность регионального бюджета финансовая теория определяет следующим образом: для решения политических, экономических, социальных и иных задачах определенной территории, относительно обособленной в составе государства, необходимо аккумулирование финансовых ресурсов в централизованном фонде.
С точки зрения бюджетного законодательства региональный бюджет представляет собой форму аккумулирования и расходования денежных ресурсов, предназначенных для решения задач, отнесенных к компетенции региональной территории. Категория регионального бюджета получает конкретизацию в положениях регионального законодательства, в частности широко распространенным определением регионального бюджета в региональным законодательстве является следующее: это составной элемент консолидированного бюджета региональной территории, предназначенный для аккумулирования доходов и финансирование расходов регионального значения, а также для оказания помощи бюджетам муниципальных территорий при недостаточности собственных финансовых ресурсов.
Согласно требованиям федеративного устройства и административно-территориального деления страны для обеспечения координации экономических интересов региональных и муниципальных территорий наряду с взаимодействием с хозяйственными субъектами и населением реализуются также взаимоотношения между федеральным и региональным бюджетами, региональным и муниципальным бюджетами. В рамках такого взаимодействия осуществляется выравнивание бюджетов и обеспечивается решение задач финансово-бюджетной политики страны.
Таким образом, назначение регионального бюджета выражается в правоотношениях, связанных с аккумулированием и использованием финансовых ресурсов централизованного денежного фонда региональной территории и перераспределением такого фонда между региональным и муниципальными бюджетами.
Управление доходами регионального бюджета
В соответствии с действующим бюджетным законодательством доходы бюджетов региональных территорий аккумулируются за счет:
- собственных доходов;
- регулирующих доходов.
В состав собственных доходов бюджета региональной территории включаются такие источники финансирования как региональные налоги и сборы, в том числе налоги на имущество организации, на недвижимость, транспортный налог и др.
Кроме того, к собственным доходам бюджета региональной территории относятся доходы, извлеченные в связи с использованием регионального имущества, а также доходы, полученные от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, подведомственными региональным органам публичного управления.
Регулирующими доходами являются отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных для зачисления в региональный бюджет в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством о бюджете Федерации на соответствующий финансовый год. Кроме того, в состав регулирующих доходов бюджета региональной территории входят дотации, субсидии, трансферты и пр., полученные за счет ресурсов бюджета федерального уровня.
Трансферты, которые направляются в бюджет региональной территории из бюджета федерального уровня характеризуются социальной направленностью и ориентацией на выравнивание бюджетов региональных территорий в составе страны. Трансферты традиционно делятся на два основных вида:
- общие трансферты. Цель этих трансфертов – скорректировать уровень доходов бюджетов региональных территорий;
- целевые трансферты. Указанные трансферы направлены на решение задач, определенных федеральными исполнительными органами, их размер не всегда зависит от обеспеченности бюджета средствами в расчете на душу населения.
Управление доходами регионального бюджета осуществляется для решения следующих задач:
- обеспечение функционирования региональных органов публичного управления;
- погашение и обслуживание долга региональных территорий;
- организация проведения выборов, референдумов на региональной территории;
- обеспечение осуществления региональных целевых программ;
- поддержка развития предприятий, учреждений, организаций, которые подведомственны органам публичного управления региональной территории и др.
Управление расходами регионального бюджета
Для управления расходами регионального бюджета используется программно-целевой метод, что предполагает планирование бюджетных расходов на базе действующих на региональной территории государственных программ. Финансовые ресурсы регионального бюджета расходуются на приоритетные с точки зрения развития территории области, в частности это предполагает реализацию программ:
- в социально-культурной сфере;
- в сфере сельского хозяйства;
- жилищного строительства;
- поддержки предпринимательства малого и среднего уровней и др.
Отдельного внимания при управлении расходами бюджета региональной территории заслуживают вопросы модернизации и развития промышленности региональной территории, а также обеспечение региональной территории необходимой для развития бизнеса инфраструктурой.