Требования к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих – это специальная законодательно и нормативно установленная система правил, обеспечивающих профессиональное добросовестное исполнение служебных обязанностей государственными и муниципальными служащими в соответствии с принципами законности, приоритета прав и свобод личности, равенства и иными демократическими принципами реализации публичного управления.
Значение и правовая регламентация требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих
В современном обществе эффективность функционирования частных организаций и структур публичного управления напрямую связывается с человеческими ресурсами, эффективностью реализации человеческого потенциала. Иными словами, эффективность функционирования государственного управления и местного самоуправления напрямую связана с эффективностью деятельности лиц, занимающих должности государственной и муниципальной службы. Указанное актуализирует вопросы привлечения на службу для эффективного публичного управления добросовестных высокопрофессиональных специалистов, которые осознают высокое значение собственной службы, заинтересованы в надлежащем исполнении должностных обязанностей и обеспечении прав и свобод личности.
Правовая регламентация требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих представляет собой:
- регламентацию ограничений и запретов правового статуса для лица, реализующего деятельность на должностях государственной и муниципальной службы, либо претендующего на занятие таких должностей;
- регламентацию процедуры урегулирования конфликта интересов;
- регламентацию правил реализации служебных обязанностей.
Общие требования к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, содержатся в федеральном законодательстве, специально регламентирующем сферу государственной гражданской и муниципальной службы. Кроме того, такие требования находят свою конкретизацию в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность конкретного органа публичного управления на федеральном, региональном или местном уровнях и в должностных инструкциях, стандартах деятельности конкретной должности.
Характеристика основных требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих
Специальным федеральным законодательством определяются следующие требования к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы:
- профессиональная и добросовестная реализация служащими должностных обязанностей;
- понимание в качестве основного принципа, миссии служебной деятельности приоритета прав и свобод личности;
- осуществление служебных полномочий в границах компетенции органа публичного управления федерального, регионального и местного уровней, предусмотренных нормативно-правовыми актами;
- исключение при реализации служебных полномочий дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем физическим лицам и организациям, недопущение предвзятого отношения к представителям отдельных социальных, в том числе религиозных, и иных объединений;
- недопущение недобросовестной реализации служебных полномочий исходя из личного, финансового или иного интереса;
- недопущение нарушения ограничений и запретов, которые предусматриваются специальным законодательством, иными нормативно-правовыми актами в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской и муниципальной службы;
- недопущение возможности воздействия на собственную профессиональную деятельность по реализации служебных полномочий решений общественных, в том числе религиозных, политических, и иных организаций;
- недопущение совершения действий, которые могли бы опорочить честь и достоинство лица, замещающего должность государственной гражданской службы;
- корректное обращение при реализации служебных обязанностей с физическими лицами и организациями;
- уважительное отношение при реализации служебных обязанностей к традициям и обычаям народов страны;
- учет реализации служебных обязанностей, культурных и иных специфических черт, конкретных социальных, религиозных, этнических групп;
- оказание содействия конфессиональному и межнациональному согласию;
- недопущение при реализации служебных обязанностей конфликтов, которые потенциально способны оказать негативное воздействие на репутацию служащего или авторитет органов публичного управления;
- соблюдение регламентированных требований к публичному выступлению и представлению информации связанной со служебной деятельностью.
Урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе
К числу важнейших требований к служебному поведению лиц, замещающих должности службы в органах государственной или муниципальной власти, относится недопущение конфликта интересов. Конфликт интересов представляет собой складывающиеся в процессе служебной деятельности ситуации, когда личная заинтересованность служащего может оказать негативное воздействие на надлежащую реализацию служащими своих обязанностей.
На государственных и муниципальных служащих возложена обязанность по предотвращению конфликта интересов для того, чтобы не нанести вред интересам отдельной личности, организации, обществу в целом, публично-правовому образованию.
Для предотвращения возможных негативных последствий конфликта интересов на службе служащий может быть отстранен от реализации служебных обязанностей или от должности или отказаться от того личного, финансового, имущественного или иного предоставления, которое выступает потенциальной причиной конфликта интересов.
Государственные или муниципальные служащие, которые не предпринимают должных мер к тому, чтобы предотвратить рассматриваемую негативную ситуацию, могут быть уволены со службы.