Трансформация российского федерализма – это динамика государственного устройства Российской Федерации в процессе формирования федеративного государства в условиях рыночной экономики и современного политического строя.
Специфика российского федерализма
С момента смены политического строя в 90-х годах XX века для России актуален спор относительно устройства государства, особого статуса его отдельных регионов, равенства субъектов, перспектив административного деления государства, полномочий центральной власти и иных вопросов российского федерализма. В настоящее время система государственного устройства характеризуется сосредоточением в руках центральной власти большинства полномочий, что в определенной мере позволяет квалифицировать переход от формы федерации к форме унитарного государства.
Безусловно, многие действия государственной власти можно было трактовать как отступление от федеративного устройства, однако, необходимо признать, что федеративное устройство государства отличается высокой сложностью, включающей в себя и определенные унитарные начала. Устройство любого государства сочетает в себе централизацию и децентрализацию власти. Унитарную форму устройства государства не следует рассматривать в качестве противоположности федерализму. Фактически это место отведено единому началу. При этом федерализм и унитаризм трактуются в качестве двух влиятельных сил, действующих внутри союзного государства и определяющих его форму в зависимости от степени влияния одной из них. При этом преобладание федерализма или унитаризма не значит полное избавление от другого варианта. Отсутствие унитарного начала ведет к возможной дезинтеграции, отсутствие федерализма формирует абсолютно единое государство. Эти случаи следует признать экстремальными. В нормальных условиях федерализм формирует разумные сочетания с унитарной формой существования государства.
Факторы динамики российского федерализма с институциональной точки зрения
По мнению многих специалистов, сложившаяся в последние десятилетия политика государственного управления была направлена на уход от федеративной формы государства. Однако главы государства в различные периоды его современного существования отмечали необходимость формирование сильного государства, основа которого составляет прочная федерация. Таким образом, политика управления российским государством сочетает в себе тенденции к унитаризму, сопровождающиеся поддержкой различных элементов федерализма.
Высшая власть заявляет о незыблемости основных конституционных положений, выражающих приверженность федерализму и демократии, необходимости поиска оптимального баланса разграничения полномочий между центром и регионами. Государство делает ставку на институт местного самоуправления и стремится к укреплению федеративных государственных начал.
Власти признают уникальность российского государства, обусловленную его многосубъектностью, многонациональностью, многоконфессиональностью. Аналога российскому государству в современном мире нет. В связи с этим любые действия государственной власти можно признать осуществляемыми впервые.
На этапе формирования нового российского государства восторженное отношение к федерализму способствовало деструктивным тенденциям в российском обществе, волне сепаратизма и дестабилизации общественных отношений. Однако последующее разумное отношение к становлению федеративного государства способствовало его сохранению в качестве единого целого.
На современный этап трансформации российского федерализма огромное влияние оказывает демократизация российской власти. Демократическое государство можно построить и в унитарной форме, однако федерализм в условиях перехода от тоталитарного режима к демократии выступает в качестве важнейшего фактора общественного преобразования. Это обусловлено относительно непродолжительным временным отрезком, в рамках которого осуществляется строительство современного российского демократического государства.
Для России современный этап ее развития характеризуется переломными моментами. Несмотря на провозглашенный курс на демократизацию общества, России все еще находится на этапе разрушения старых структур управления, что ведет к размытию сформировавшихся ценностей и формированию новых целей государственного управления.
Длительное время основы идеологии и развития российского государства составляла необходимость расширения ее территорий, однако в настоящее время курс государственного управления направлен на приостановление процесса расползания государства, формирование его федеративного устройства.
Развал Советского Союза привел к восстановлению допетровских границ России, что качественно сказалось на изменении траектории государственного управления. Динамике подверглись все параметры, способные оказывать влияние на политическую составляющую государственного управления. Страна столкнулась с уменьшением демографического и экономического потенциала. Кроме того, это привело к ухудшению климатических условий, обусловленных отделением южных территорий. В этих условиях российские власти вынуждены ориентироваться на поиск наиболее эффективных способов использования тех ресурсов, которые остались в их руках.
На сегодняшний день основу развития российской государственности формируют географические, этнические, экономические и климатические факторы, многообразие которых порождается огромной территории российского государства. Власти стремятся на переход к корпоративной системе управления страной с помощью федерального центра, работающего совместно с региональными властями.
В качестве будущего российского федерализма можно рассматривать переход его от централизованной формы к созданию демократической федерации. Государство не имеет ни экономических, ни политических ресурсов, способных обеспечить возврат к унитарной форме его существования.