Торговая функция государственного снабжения – это действия по покупке товаров государственными организациями в соответствии с государственным контрактом, оплате этих товаров и оформлению соответствующей документации, подтверждающей право собственности на товар.
Общая характеристика процесса государственного снабжения
Органы государственной власти, государственные организации нуждаются в тех или иных товарах для реализации своих полномочий и обеспечения повседневной деятельности. В условиях рыночной экономики государство в лице органов государственной власти и государственных организаций является полноценным участником торговой деятельности, предполагающей осуществление закупки необходимых товаров для нужд государственного управления.
Процесс государственного снабжения включает в себя следующие этапы:
- этап заключения и исполнения государственного контракта. Данный этап представляет собой торговую функцию государственного снабжения;
- этап стоимостной доставки товаров покупателю, также представляющий собой переход права собственности от продавца к государственным организациям;
- этап транспортировки приобретенных товаров или транспортная функция государственного снабжения;
- этап сохранения или складирования закупленных товаров, так называемая складская функция государственного снабжения.
Сущность торговой функции государственного снабжения
Торговая функция государственного снабжения представляет собой одну из главных его функции по следующим причинам:
- во-первых, результатом осуществления данной функции является возникновение государственной собственности на приобретенные товары;
- во-вторых, в основе реализации данной функции находится конкуренция.
Торговая функция государственного снабжения включает в себя следующие элементы:
- осуществление выбора продавца или поставщика товаров;
- заключение государственного контракта на поставку продукции или товаров;
- обеспечение исполнения договора поставки, предусматривающего переход права собственности на приобретенные товары после их оплаты, а также получение необходимой документации, свидетельствующей о праве государственной собственности на приобретенный товар.
Сущность торговой функции государственного снабжения состоит в организации заключения и документальном оформлении государственных договоров на покупку товаров, их практическом воплощении посредством реализации операций транспортировки, складского размещения товаров, их распределения, организации непосредственного потребления на территории или в помещениях нового собственника.
Торговая функция государственного снабжения призвана обеспечить государственные организации необходимыми товарами в соответствии с государственными контрактами купли-продажи, после осуществления оплаты этой продукции и оформления соответствующей документации, выступающей подтверждением права собственности на товары.
Двойственная природа торговой функции государственного снабжения
Торговая функция государственного снабжения по своей природе обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, она является начальным элементом в общем процессе государственного снабжения, то есть предшествуют процессу транспортировки, хранения закупленных товаров; с другой стороны, она обладает главенствующей ролью во всех этапах государственного снабжения за счет того, что обеспечивает переход права собственности на приобретенные товары к государству в лице государственных организаций, выступающих заказчиком.
Торговая функция являет собой начальный этап процесса государственного снабжения, что обусловлено передачей в распоряжение покупателя приобретенных товаров только после их доставки ему, то есть перемещения с помощью какого-либо транспорта на склад покупателя. При этом юридически приобретенные товары поступают в государственную собственность после завершения торговых операций, хотя физически на момент этого завершения товары еще могут не находиться на складе покупателя.
Покупка товаров является центральным процессом общего процесса государственного снабжения, поскольку товар выступает в качестве объекта собственности покупателя сразу по наступлению факта оплаты этого товара, то есть совершения обмена материального блага на денежные средства. Этот процесс, как правило, предшествует процессу перемещения товаров на склад покупателя. Таким образом, юридически товар признается собственностью покупателя раньше, чем наступает его физическое владение, доступное только после осуществления доставки товаров на склад покупателя. Процесс транспортировки товара в этом случае рассматривается как вспомогательный, то есть обеспечивающий перемещение товаров с целью их поступления в собственность покупателя. Пока сделка купли-продажи не совершена, нет и объекта для перевозки. При этом необходимо отметить, что существуют и исключения, к примеру, товары могут быть уже доставлены на склад покупателя, но процесс передачи права собственности на них еще не завершен. Такая ситуация противоречит логике торговой деятельности, подразумевающей естественное требование необходимости оплаты товара до его получения. Однако в случае формирования доверительных хозяйственных отношений логика товароснабжения может нарушаться.
При этом товары, являющиеся объектом купли-продажи, в момент совершения сделки могут находиться в процессе транспортировки или хранится на складе продавца. Это не имеет значения для государственного снабжения, поскольку становится заботой государственной организации только после совершения сделки, направленной на приобретение товара. Только в этом случае государственные организации становятся заинтересованными в вопросах транспортировки и хранения товаров.
При нарушении логики купли-продажи в условиях опережения доставки товаров покупателю по отношению к его оплате продавец рискует не получить оплату товара.