Маркетинг в ГМУ – это элемент социально-экономической политики государства, обеспечивающий развитие муниципальных, региональных и федеральной территорий посредством реализации системы маркетинговых инструментов, в том числе SWOT-анализа, оценки конкурентоспособности территории, маркетинга персонала и др., для обеспечения эффективности ГМУ и наиболее полного удовлетворения интересов населения, прежде всего, за счет обеспечения экономического развития, социальной стабильности, высокого уровня дохода населения.
Значение связи маркетинга и ГМУ
Современные демократические государства постоянно разрабатывают и внедряют новые инструменты, повышающие эффективность их управления. В условиях сервисной ориентации системы государственного управления особое значение приобретает удовлетворенность населения деятельностью должностных лиц и органов государственного управления и социально полезными результатами такой деятельности. Иными словами, отношения между государством и обществом складываются как система отношений между поставщиком социально значимых продукта, услуги, работы (государства) и потребителя услуги. Указанное актуализирует применение для повышения эффективности ГМУ и, соответственно, удовлетворенности населения деятельностью государства, в том числе предоставлением государственных и муниципальных услуг, внедрение в систему ГМУ методов управления, которые активно применяются в сфере частного бизнеса. Это касается концепций и технологий современного менеджмента и маркетинга.
Кроме того, связь маркетинга и ГМУ обусловлена усложнением социально-экономических отношений, их информатизацией, что требует для принятия управленческих решений их эффективного информационного обеспечения, то есть сбора, обработки, анализа полной и достоверной информации, в том числе планирования и прогнозирования последствий управленческих решений. Особое значение приобретает доведение до сведения населения обоснования принятых управленческих решений. Решение названных задач в ГМУ может эффективно обеспечить внедрение маркетинговых инструментов.
Маркетинговые инструменты позволяют использовать рыночные механизмы для решения социально значимых задач в системе ГМУ, в частности посредством использования таких категорий, как эффективность управления, конкурентоспособность территории, планирование и прогнозирование развития территории и др.
Маркетинг в системе ГМУ представляет собой специальное направление внутренней политики государства, которая опосредует реализацию должностными лицами и органами ГМУ маркетинговых инструментов, в том числе SWOT-анализа, исследования конкурентоспособности территорий и пр., а также инструментов коммуникационной, сбытовой и иной маркетинговой политики для управления муниципальными, региональными или федеральной территориями исходя из сервисной ориентации государства, где вся государственная и муниципальная деятельность ориентирована на наиболее полное удовлетворение потребностей населения.
Цели и задачи маркетинга в ГМУ
Прежде всего, необходимо отметить, что использование инструментов маркетинга в ГМУ позволяет рассматривать эффективность публичного управления не только с точки зрения соотношения достигнутых целей и потраченных на это ресурсов, но и с точки зрения достижения тех социально полезных результатов, для которых реализовывались конкретные стратегии, программы, мероприятия развития и, соответственно, удовлетворенности населения достигнутыми результатами. Итак, основной целью маркетинга в ГМУ выступает обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения с привлечением минимально возможного объема ресурсов. Отсюда, в объект исследования маркетинга в ГМУ следует включать интересы и потребности населения конкретной территории, в том числе:
- структуру таких потребностей и интересов;
- приоритетность таких потребностей и интересов;
- факторы, влияющие на их изменение.
Иными словами, маркетинг рассматривает государственную деятельность с позиции ценности для общества, что предполагает разработку и активное использование инструментов маркетинга, ориентированных на потребителя (клиента), то есть на население. Связь маркетинга и ГМУ позволяет восстановить доверие общества к государству, выработать эффективные каналы коммуникации, в том числе обратной связи с населением.
Также маркетинговые инструменты эффективны при реализации экономической политики, поскольку они позволяют решить следующие задачи:
- исследовать рынок, его структуру;
- исследовать социальные запросы на конкретный продукт;
- прогнозировать развитие спроса;
- повысить конкурентоспособность отечественных продукта и производителя;
- способствовать выходу отечественных производителя и продукта на международный рынок и пр.
Специальным направлением использования маркетинговых инструментов в ГМУ выступает сфера предоставления государственных и муниципальных услуг. Использование инструментов маркетинга, прежде всего, позволяет:
- выявить недостатки существующей системы предоставления государственных и муниципальных услуг с позиции населения;
- организовать предоставление государственных и муниципальных услуг наиболее эффективно при снижении затрачиваемых ресурсов.
Также маркетинговые инструменты необходимо использовать в информационной сфере при формировании Интернет-ресурсов должностных лиц и органов государственной власти. Эффективное представление информации относительно управленческих процессов, реализации муниципальных и государственных мероприятий поддержки играет существенную роль в обеспечении эффективности ГМУ.
Также маркетинговые инструменты позволяют эффективно организовать управление человеческими ресурсами в системе государственной и муниципальной службы, в том числе посредством:
- ориентации служащих на эффективность реализации своих обязанностей через увязывание оплаты труда с достигнутыми результатами труда;
- посредством разработки и внедрения инструментов нематериального стимулирования к эффективному труду и пр.