Соотношение судебной власти и государственного управления
Система государственного управления в демократических странах представляет собой совокупность трех обособленных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно посредством этих трех ветвей власти реализуется принцип разделение властей. Соблюдение этого принципа, четкое представление иерархии системы государственного управления, органов, осуществляющих это управление, определяют целостность государственного управления.
Без существования судебной ветви власти невозможно полноценное функционирование законодательной и исполнительной ветвей.
Система органов судебной власти характеризуется высокой сложностью, поскольку в нее входят суды различного назначения, например, общей юрисдикции, военные, конституционный, арбитражный и другие суды. Согласно основному нормативному документу России особым статусом наделяют конституционные суды и мировых судей.
Назначение судов состоит в осуществлении правосудия через регулируемый процессуальным правом процесс судопроизводства. Российское законодательство допускает привлечение к осуществлению правосудия представителей народа, выступающих в форме присяжных заседателей.
Судебная власть призвана обеспечивать реализацию своей основной функции, которая состоит в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в общественной, государственной, социально-экономической сферах жизнедеятельности. В качестве носителей судебной власти выступают судьи.
Международное право определяет цель судебной власти, выражаемую в обеспечении реализации таких принципов как компетентность, независимость, беспристрастность, ожидаемые к реализации каждым гражданином при обращении в судебные инстанции или к любому судье-носителю доверия механизма защиты законных прав и интересов.
Судебная власть представляет собой сложную подсистему государственного управления, представленную учреждениями суда, имеющими самостоятельную структуру.
В странах, основанных на принципах демократии и соблюдение закона, судебная власть и формируемое к ней отношение в обществе играют крайне важную роль. Судебная власть не должна являться средством репрессии, используемым государством. Суд обязан защищать права и интересы, подкрепленные законом. Судебная власть обладает уникальной возможностью осуществление воздействие, как на законодательную, так и на исполнительную ветви власти, посредством применение действующих законов.
Разновидности присутствия государственного управление в судебной власти
Характер государственного управление можно определить как исполнительно-распорядительный, организующий и подзаконный.
В рамках судебной власти государственное управление может присутствовать в виде двух разновидностей:
- во-первых, в виде реализации самой судебной власти. Суть этого выражается в реализации конституционных полномочий, обеспечивающих отправление правосудия посредством конституционных, гражданских, уголовных и административных судов, обеспечивающих судебную защиту законных прав и интересов. Реализация судебной власти возложена на лиц, которые замещают государственные должности судебной системы, то есть судей;
- во-вторых, в форме государственного управления, нацеленного на организацию обеспечения работы судебных органов на эффективной основе.
Системность государственного управления в судах выражается в реализации следующих функций:
- по организации и координации судебной работы;
- по отбору, расстановке и переподготовке персонала судебной системы;
- по формированию рабочих мест и подготовке помещений, в которых будет осуществляться судебная деятельность;
- по установлению регламента работы судебных органов власти;
- по комплектованию судов необходимым персоналом вспомогательного характера;
- по обобщению судебной практики;
- по выпуску информационно-методических материалов;
- по статистическому учету принятых судебных решений и так далее.
Каждому судебному органу присущи оба рассмотренных вида деятельности, однако первый из них выходит за рамки государственного управления, а второй представляет собой собственно государственное управление, призванное обеспечивать эффективное функционирование первого.
Государственное управление в судебной системе ограничено организационной функцией, поскольку государство не может вмешиваться в судебный процесс.
Цель государственного управления в судебной сфере состоит в обеспечении возможности реализации судами неуправленческой части государственных полномочий.
Правовые системы как основа функционирования судебной системы
Правовые системы разных стран классифицируются на следующие разновидности:
- правовые системы, основанные на каноническом праве. Примером таких систем являются мусульманские, иудейские, индусские;
- правовые системы традиционалистского характера. В основе этих систем находятся традиции и обычаи, сложившиеся в процессе функционирования народа в его общественной и государственной жизни. Примерами таких правовых систем являются системы восточных государств и государств Центральной Африки;
- правовые системы идеологизированного характера. Отличием этих систем является наличие значительного набора установок и требований идеологического характера, прилагаемых к правовым инструментам и механизмам;
- романо-германская или европейская континентальная правовая система;
- англо-американская или англосаксонская правовая система, которую также называют системой общего права.
Две последние системы имеют наибольшее распространение, в результате чего они даже обозначаются термином «семья права». Каждая из этих семей характеризуется определяющей чертой, в качестве которой в континентальной правовой семье выступает отношение к закону, основанное на уважении, а в англо-американской семье – наделение судебного прецедента силой закона.
Судебные системы разных стран, несмотря на их значительные отличия, обладают определенными общими моментами, к числу которых относятся:
- индивидуализация правового регулирования;
- отсутствие конституционной детализации структуры судебной системы;
- наличие в судебной системе наряду с судами общей юрисдикции специализированных судов, к примеру, налоговых, экологических или семейных;
- увеличение значимости института судебного конституционного контроля;
- рост объема полномочий конституционных судов;
- стремление к судебному контролю транснационального характера.