Государственное управление – это система принципов, методов, инструментов, посредством реализации которых должностными лицами и органами публичного управления осуществляется властное воздействие на социально-значимые общественные отношения для обеспечения прав личности и благосостояния общества.
Специфика структуры государственного управления в Англии
Специфика структуры государственного управления в Англии определяется развитием современной системы публичного управления в форме парламентской монархии. Названная форма управления определяется спецификой механизмов публичного управления, его принципов и структуры. Сущность парламентской системы организации публичного управления заключается в том, что должностные лица и органы исполнительной власти формируются парламентским большинством и ответственны перед парламентом. Фактически премьер-министр как высшее должностное лицо исполнительной ветви власти и парламент как высший законодательный орган страны подконтрольны правящей партии, которая получила большинство на выборах. Отсюда, кардинальные изменения в системе публичного управления в Англии фактически маловероятны, а реализация публичного управления происходит посредством координации интересов, сотрудничества.
Так, в парламенте ведутся обсуждения разнообразных программ и проектов публичного управления, и посредством компромиссов формируется план будущего управления.
Специфика структуры государственного управления в Англии с точки зрения вертикали определяется унитарным устройством публичного управления с территориальной точки зрения. Так, Великобритания включает в себя относительно автономные единицы, отдельные из которых имеют особое положение, например, Северная Ирландия, Уэльс, при этом характер публичного управления унитарный.
Общая характеристика системы государственного управления Англии
Организация публичного управления в Англии признается одной из самых стабильных в мировом сообществе и эффективных. Это обусловлено следующими факторами:
- эволюционное развитие системы и структуры публичного управления Англии. Структура публичного управления откликалась на общественные нужды, адаптировалась к ним и, соответственно, прогрессивно развивалась. Иными словами, органы публичного управления на государственном и местном уровнях в каждый конкретный исторический этап решали первостепенные по социальной значимости задачи публичного управления, сохраняя при этом свою форму и структуру. При необходимости в структуру публичного управления встраивались новые органы и должности, при этом в качестве специфической чертой необходимо отметить, что учреждение новых органов и должностей осуществлялось без законодательной регламентации как итог конституционного соглашения для решения актуальных задач публичного управления;
- публичное управление рассматривается в Англии в качестве системы, функционирующей исключительно с общего согласия подданных. Иначе говоря, в стране отсутствует понимание системы публичного управления как жесткого социального института, который стоит надо интересами отдельной личности для обеспечения общего блага. Напротив, в английском правосознании подданные пользуются тем объемом свободы, который их предки получили в борьбе с прежними монархами. Таким образом, государственная власть в Англии законна до тех пор, пока действует в рамках традиций, сформировавшихся принципов публичного управления, и одобряема большинством населения;
- структура английского публичного управления возглавляется парламентом. Англия – это классическое парламентское государство, где высший исполнительный орган формируется парламентским большинством и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Названная модель предполагает, что правительство страны реализуется министрами из числа членов парламента;
- структура государственного управления в Англии характеризуется наличием двух партий. Сущность двухпартийной системы сводится к тому, что к власти в стране приходит одна из двух партий, сменяющих друг друга в случае неэффективности реализуемой политики. Такая система складывалась посредствам последовательного принятия ряда избирательных законов, включивших к началу XX в. в политическую жизнь страны фактически все взрослое население. Поддержкой населения традиционно пользовались те партии, у которых была четкие структура, программа предстоящих действий в системе управления, и таким образом постепенно сформировалась двухпартийная система. Сначала партийная система была представлена консервативной и либеральной партиями, затем либеральную партию оттеснили лейбористы. Сложившаяся двухпартийная система также стала одним из гарантов стабильности публичного управления в Англии, поскольку позволяла мягко менять направления внутренней и внешней политики страны в случае, если одна из партий не оправдала надежд населения.
Основные элементы структуры государственного управления в Англии
К числу важнейших структурных элементов государственного управления в Англии относятся:
- монарх, который фактически не имеет функций публичного управления, а реализует представительские задачи. Так, например, монарх имеет право заседать в парламенте, но только по специальному приглашению. При этом для самосознания населения страны монархи играет важнейшую роль;
- Парламент в структуре публичного управления играет верховенствующую роль и обладает практически неограниченными полномочиями. Предметом его рассмотрения может быть всякая проблема публичного управления и, соответственно, для преодоления таких проблем парламент может создавать, изменять любой закон. Органы, которые бы контролировали деятельность парламента, в структуре государственного управления Англии отсутствуют;
- Кабинет министров формируется из числа членов парламента и осуществляет функции исполнительной власти. Министры несут индивидуальную ответственность по реализации публичных полномочий, в том числе за департаменты, которые возглавляют.