Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура бюрократии

Понятие и сущность бюрократии и ее структуры

Определение 1

Структура бюрократии – это совокупность ее видов, образующих бюрократический аппарат организации общества в любых его сферах.

Буквальное значение термина «бюрократия» подразумевает власть и господство канцелярии.

В современной интерпретации данный термин имеют следующие значения:

  • во-первых, деятельность государственных чиновников в целом;
  • во-вторых, пренебрежительное отношение к существу дела в угоду соблюдению формальных правил и инструкций, волокита и канцелярщина.

Вторая трактовка имеет негативную окраску, совпадая по значению с термином «бюрократизм».

Эта интерпретация термина «бюрократия» определяет его изначальную структуру, с одной стороны, включающую в себя деятельность государственного аппарата управления, ориентированного на высокую эффективность за счет формализации процедур управления, с другой стороны, характеризующую крайнюю форму проявления бюрократии в форме бюрократизма.

Также в структуре бюрократии можно выделить понимание этого термина как социально-профессиональной группы, наделенной специальными знаниями, необходимыми для осуществления управления системой современного общества.

Любого рода политические и социальные организации в рамках современного общества в той или иной мере по своей природе выступает в качестве бюрократических. Бюрократия проявляется в системе государственного и муниципального управления, в организациях и учреждениях различных форм собственности.

Государственная и частная бюрократия как структурные части бюрократической системы

Государственная бюрократия – это концепция государственного управления, основанная на формализованных процедурах и порядке решения проблемных вопросов. В основе государственной бюрократии лежат такие принципы как иерархичность власти, построенная по вертикальному принципу, безличность исполнения обязанностей чиновниками, четкая формализация процедур принятия решений за счет разработки регламентов, инструкций и правил.

«Структура бюрократии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Частная бюрократия устанавливается в рамках социальных организаций, не включенных в систему государственного и муниципального управления. Объектом формирования частной бюрократии выступают частные коммерческие структуры, политические партии, общественные институты.

Частную бюрократию в определенной мере рассматривают в качестве противовеса государственной бюрократии, которая в условиях ликвидации частной бюрократии стремилась бы к полной узурпации власти.

Замечание 1

Таким образом, государственную и частную бюрократию можно рассматривать как единство противоположностей, с одной стороны, действующих по одним принципам и с одними целями, с другой стороны, выступающих в качестве ограничителей друг для друга.

Типовая структура бюрократии

В структуре бюрократии важнейшее место занимают ее типизация с точки зрения легитимности власти. В связи с этим критериям выделяют два типа бюрократии:

  • во-первых, представительный тип бюрократии, основу которого составляет профессиональные знания и умения;
  • во-вторых, авторитарный тип бюрократии, который применяет различные санкции с целью обеспечения упрочения собственной властной силы.

В развитии данного взгляды на структуру бюрократии следует отметить работу социолога из Америки Чарльза Миллса, который выделял в структуре бюрократии три ее основных вида:

  • во-первых, промышленную бюрократию;
  • во-вторых, политическую бюрократию;
  • в-третьих, военную бюрократию.

Патримониальная бюрократия в структуре бюрократии

Предшественником идеальной модели рациональной бюрократии Макса Вебера является патримониальная бюрократия, происхождение которой относится к периоду Римской империи, когда данным термином обозначали частную императорскую казну.

Патримониальная бюрократия представляет собой традиционный тип организации власти, источником которого выступает первичный патриархализм.

В качестве основного отличительного признака патримониализма можно обозначить наличие специфического аппарата управления, находящегося в распоряжении господствующих сил.

Патримониализм опирается на специальный управленческий аппарат, а также воинские формирования, являющиеся личным орудием власти господина. Такой подход позволяет господину при необходимости игнорировать традиции.

Недостатком данной системы является излишняя опора правителя на военные силы. Обратной стороной этой ситуации выступает возможность для правителя выступить в качестве заложника армии, при выходе последней из-под контроля государя. Это качество определяет неустойчивость патримониальной бюрократии.

В качестве еще одной опоры патримониальной бюрократия выступает управленческий аппарат, изначально формируемый из состава личной прислуги господина. Эта основа также имеет свой недостаток, обусловленный недовольством населения возвышением изначально несвободных людей. Стремление нивелировать этот недостаток приводит господина к необходимости привлечения к процессу управления подданных в политическом смысле. Однако в любом случае назначение на должность в системе государственного аппарата в рамках патримониальной системы выступает в качестве милости со стороны господина.

Замечание 2

В рамках патримониальной системы чиновники наделяются теми или иными полномочиями со стороны правителя, но при этом не существует четкого разделения труда между различными чиновниками. Как результат, сфера полномочий имеет нечеткие границы.

Идеальная бюрократия в структуре бюрократии

Идеальная бюрократия представляет собой модель организация государственного управления, характеризующуюся высочайшим уровнем эффективности за счет формального подхода к осуществлению управленческих процедур. В идеальном виде бюрократия стремится к реализации равного отношения по отношению ко всем членам общества за счет обезличивания государственного управления и демократизации общества.

Идеальная бюрократия характеризуется:

  • четкой определенностью должностных обязанностей каждого чиновника,
  • системой правил и инструкций, определяющих порядок действий в любых ситуациях и ответственность за эти действия,
  • требованиями к квалификации чиновников и разделением труда между ними,
  • документированием приказов,
  • предсказуемостью карьеры чиновников.
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot