Стратегия подготовки муниципальных служащих – это долгосрочные планы формирования кадрового состава муниципальной службы, обеспечиваемые посредством отбора муниципальных служащих на этапе их подготовки.
Сущность подготовки муниципальных служащих
Законодательство предусматривает возможность формирования высококвалифицированных кадров с целью несения муниципальной службы, организации подготовки населения на договорной основе согласно российскому законодательству об образовании.
Для осуществления такой подготовки органами муниципального управления заключается договор о целевом обучении с конкретным гражданином. В соответствии с этим договором на гражданина возлагается обязательства прохождения муниципальной службы в определенном органе муниципального управления в течение оговоренного срока по окончании обучения.
Законодательством установлено требование относительно заключения договора по целевому обучению муниципальных служащих посредством проведения конкурса, порядок которого утверждается законодательством регионального уровня. Сведения относительно проведения конкурса, по результатам которого заключается договор о целевом обучении муниципальных служащих, публикуются в печатных средствах массовой информации, назначение которых состоит в официальном опубликовании муниципальных нормативно-правовых актов. Также аналогичные сведения размещаются на официальном сайте органов муниципального управления в сети Интернет. Законодательством устанавливается срок размещения таких сведений, которые должны быть опубликованы, как минимум, за месяц до проведения конкурса.
К участию в конкурсе на заключение договоров относительно целевого обучения допускаются граждане, отвечающие следующим требованиям:
- во-первых, владение русским языком, являющимся государственным языком России;
- во-вторых, отсутствие среднего профессионального или высшего образования, полученного в очной форме за счет бюджета;
- в-третьих, соответствие требованиям, предусмотренным законодательством для замещения должности в системе муниципальной службы на протяжении всего обучения и на момент поступления на него.
Договор о целевом обучении муниципального служащего устанавливает срок, в течение которого гражданин обязан нести муниципальную службу по окончании обучения. Продолжительность данного срока не может превышать 5 лет, но одновременно не может быть меньше того срока, на протяжении которого органы муниципального управления осуществляли социальную поддержку гражданина согласно договору о целевом обучении муниципального служащего.
Договор о целевом обучении муниципальных служащих устанавливает ответственность и обязательства сторон согласно требованиям законодательства России.
Гражданам России предоставляется возможность заключения договора о целевом обучении муниципального служащего не более одного раза.
Финансирование расходов по договору о целевом обучении муниципального служащего обеспечивается средствами муниципального бюджета.
Сущность стратегического подхода к подготовке муниципальных служащих
Стратегия подготовки муниципальных служащих ориентирована на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение роста квалификации и профессиональной переподготовки персонала, призванного осуществлять муниципальное управление;
- во-вторых, обеспечение подготовки управленческих кадров, наделенных новым стилем мышления, владеющих требуемыми навыками, знаниями, умениями, применяемыми для разработки стратегии, маркетинга территорий, способных понимать основные законы функционирования рынка, проблемы муниципального управления и так далее.
Основная особенность стратегии подготовки муниципальных служащих состоит в необходимости увязывания этой подготовки с целями муниципального управления и проблемами функционирования органов муниципального управления.
Основы разработки стратегии подготовки муниципальных служащих составляют:
- во-первых, методики установления потребности в обучении муниципальных служащих;
- во-вторых, формирование оптимальных систем и программ обучения, включающих в себя применение инновационных образовательных технологий;
- в-третьих, формирование методики анализа эффективности обучения муниципальных служащих и эффективности применяемых образовательных программ;
- в-четвертых, формирование благоприятствующие обучению климата посредством организационных и правовых методов;
- в-пятых, обеспечение системы мотивации граждан на обучение в муниципальной службе.
Стратегия подготовки муниципальных служащих должна быть ориентирована на преодоление следующих проблем в этой сфере:
- во-первых, недоступность результатов исследования систематического характера проблем муниципальной службы в России специалистам, осуществляющим подготовку и переподготовку муниципальных служащих;
- во-вторых, отсутствие согласованных подходов к организации и методологии подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
- в-третьих, отсутствие государственных стандартов дополнительного образования в разрезе специализаций муниципальной службы;
- в-четвертых, нехватка преподавательских кадров, обладающих не только теоретической подготовкой сфере несения муниципальной службы, но и практическим опытом работы в системе муниципальной службы.
Стратегия подготовки муниципальных служащих требует качественного совершенствования и проработки вопроса относительно подбора кадров и реализации системы мер, обеспечивающих их профессиональный рост с использованием современных психологических технологий в этой сфере.
Особое внимание в стратегии подготовки муниципальных кадров следует уделить развитию аналитических качеств муниципальных служащих, обеспечивающих критический и рациональный подход исполнения ими своих профессиональных обязанностей.
Эффективная стратегия подготовки муниципальных служащих требует постоянной работы по совершенствованию системы профессиональной подготовки кадров по этому направлению.