Экопоселение – это вид традиционного или намеренного сообщества, ориентированного на устойчивость экологического, экономического, социального и культурного характера при своем развитии.
Порядок и этапы создания экопоселения
В современном обществе экопоселения приобретают все больше сторонников, которые стремятся к осуществлению комфортной и здоровой жизни, минимизации зависимости от государственной власти.
Создание экопоселения происходит в несколько этапов, которые в той или иной мере обязательны к прохождению.
Первый этап - этап продумывания и подробного описания образа будущего экопоселения, определения его функций. Создание экопоселения предполагает формирование инициативной группы, которая будет обеспечивать реализацию главных моментов. Продуманность проекта на начальном этапе обеспечивает его лучшую и простую реализацию в будущем. Образ экопоселения формирует фундамент, который позволяет определить такие значимые аспекты экопоселения как место его расположения, юридическую форму, структуру, населения, иные аспекты.
На этапе проектирования экопоселения необходимо определить такие аспекты как:
- во-первых, смысл поселения;
- во-вторых, площадь экопоселения;
- в-третьих, численность населения экопоселения;
- в-четвертых, проект поселения;
- в-пятых, наличие инфраструктуры;
- в-шестых, месторасположение;
- в-седьмых, описание местности;
- в-восьмых, наличие общих правил для населения экопоселения;
- в-девятых, порядок утверждения и изменения правил, ответственность за их исполнение;
- в-десятых, требования к жильцам, порядок приема новичков;
- в-одиннадцатых, порядок смены владельца участка и так далее.
Второй этап - этап оформления земельного участка и выбора юридической формы регистрации организации. Этот этап требует четкого следования законодательству Российской Федерации и подразумевает выбор наиболее подходящего для экопоселения вида собственности на землю. В этом случае необходимо оценить возможность применения целевого предназначения земли по отношению к выбранной форме экопоселения. Различные виды собственности подразумевают определенный перечень разрешенного применения. Это накладывает ограничения на возможности их применения для экопоселения. К примеру, юридическая форма сельского населенного пункта с участками под личные подсобные хозяйства подразумевает возможность строительства на участках домов, осуществления прописки в этих домах, выращивания продукции для собственных нужд и для продажи. При этом есть юридические формы, которые не допускают ведения сельского хозяйства для собственных нужд или могут быть использованы для ведения сельского хозяйства, но не предполагают постройку домов. Кроме того, экопоселение требует регистрации в качестве организации со всеми вытекающими последствиями. Выбор формы регистрации организации остается за создателями экопоселения.
Третий этап - этап поучения права на земельный участок. Земельный участок создателями экопоселения может быть выкуплен у владельца или получен у государства. Процедура покупки земельного участка для экопоселения ничем не отличается от процесса купли-продажи земельного участка в целом. В случае получения земельного участка от государства процедура носит более сложный характер. В этом случае после определения места расположения земельного участка необходимо выяснить наличие свободных государственных земель, написать заявление на имя главы администрации населенного пункта с указанием месторасположения участка, его площади и цели, для реализации которой он берется. Одобрение заявления и сбор необходимой документации ведет к выставлению участка на аукцион, который привлекает конкурентов к розыгрышу земли. Победители аукционы заключают договор аренды земельного участка и в случае соблюдения целевого использования этого участка получают право его выкупа через 3 года.
Четвертый этап - этап составления проекта экопоселения. Земельному участку под экопоселение необходимо присвоить статус населенного пункта, это требует изменения статуса участка. Основанием для такого изменения выступает проект экопоселения, представляющий собой детальную информацию о деление земли на участки, дороги, развязки и так далее. Такую работу осуществляют архитекторы специализированных организаций на основании информации от владельца участка.
Пятый этап - этап согласования проекта экопоселения. Согласование проекта экопоселения осуществляется различными органами государственной власти, начиная от Комитета природных ресурсов и заканчивая Госэпидемнадзором. Проект подлежит одобрению со стороны главного архитектора региона и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Шестой этап – этап регистрации нового населенного пункта.
Особенности существования экопоселений
Существование экопоселения требует решения следующих правовых вопросов:
- во-первых, вопроса управления и власти, а также принятия решений. В этом случае оптимальным способом является консенсус общего собрания, который, тем не менее, на практике решается с трудом. В случае наличия не согласных требуется выработка альтернативных решений или принятие мнения большинства. Существует возможность принятия определенных правил, допускающих принятие решения в соответствии с определенным большинством, но без требования к единогласию принятия решения. Управление может реализоваться в различных формах, к примеру, в форме общины, в форме превалирования голосов лидеров, в форме сохранения каждым участником сообщества автономности и неподвластности решениям других лиц;
- во-вторых, вопроса финансирования существования экопоселения. Население экопоселения сталкивается с дефицитом ресурсов, что зачастую обусловлено неспособностью вести сельское хозяйство на эффективной основе. Кроме того, на эффективность финансирование экопоселений за счет сельского хозяйства существенное влияние оказывают климатические условия. Некоторые члены экопоселения могут продолжать работать в населенных пунктах вахтовым способом, получать денежные средства от сдачи своего городского имущества, но в конечном итоге население экопоселения стремится к полному самообеспечению;
- в-третьих, вопроса собственности. Решение этого вопроса зависит от формы существования экопоселения. В частности, в общинах земли находятся в общинной собственности, в то время как в родовых поместьях ситуация прямо противоположна.