Методология формирования информационных систем регионального уровня управления – это реализуемая в практике публичного управления на уровне регионов система принципов, механизмов, инструментов и мероприятий информационного обеспечения процессов управления для повышения их эффективности, оперативности, обоснованности.
Значение информационных систем регионального уровня управления
Сегодня общественные процессы, в том числе процессы публичного управления, переживают активное внедрение информационных технологий. В информационном обществе эффективность управления, как частной организацией, так и публично-правовым образованием, в немалой степени обусловлена эффективностью налаживания каналов обмена информацией между элементами системы управления, а также эффективностью сбора, обработки и использования информации относительно управленческих процессов, полученной по таким каналам.
Очевидно, что всякий управленческий процесс должен обеспечиваться мониторингом внешней и внутренней среды, а в условиях публичного управления перманентным мониторингом удовлетворенности населения системой публичного управления и собственной жизнедеятельностью.
Органы публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях посредством системы информационного обмена решают следующие задачи:
- организуют взаимодействие внутри системы публичного управления для эффективной координации усилий должностных лиц и органов публичного управления в решении конкретных задач социально-экономического развития;
- налаживают партнерскую систему отношений с населением, в том числе с предпринимателями, институтами гражданского общества, общественными объединениями для организации совместной разработки и реализации наиболее значимых для социально-экономического развития территории управленческих решений;
- реализуют мониторинг внешней и внутренней среды для последующей разработки и реализации управленческих решений;
- организуют контроль эффективности реализуемых управленческих решений, в частности для корректировки и наиболее эффективного решения задач публичного управления.
Для эффективности публичного управления формирование и функционирование информационных систем должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота собираемых сведений;
- объективность собираемых сведений;
- оперативность и перманентность сбора и обработки информации;
- доступность анализа и сравнения поступающей информации и пр.
Таким образом, для эффективного функционирования информационной системы для нужд регионального управления необходимо ее методологическое обоснование, то есть разработка и внедрение научных механизмов, инструментов и мероприятий, позволяющих оперативно, перманентно собирать актуальную, полную, достоверную информацию для разработки и принятия управленческих решений и обеспечения эффективного развития региональной территории.
Основы современной методологии формирования информационных систем регионального уровня управления
В той или иной степени организуется и реализуется информационная система управления во всех регионах страны. При этом в качестве источников сбора информации для нужд регионального управления преимущественно используются следующие:
- статистические данные;
- справочно-нормативные сведения;
- экспертные оценки и прогнозы;
- данные официальных государственных учетов и пр.
При этом в практике информационного обеспечения управления в российских регионах сегодня наличествуют следующие проблемы:
- массивы собираемой и анализируемой информации являются разрозненными, потому невозможно обеспечить их эффективный анализ онлайн и сопоставление;
- информационные технологии, которые для нужд публичного управления предлагается использовать гражданам и субъектам частного бизнеса зачастую являются дорогостоящими;
- дублирование первичной информации в различных разрозненных базах данных;
- отсутствие специалистов, способных обеспечить эффективное функционирование информационной системы для нужд регионального управления.
Кроме того, отдельного внимания заслуживает вопрос защиты персональных данных, которые поступают в информационные базы для обеспечения нужд регионального управления. Сегодня в отечественной практике не выработаны эффективные механизмы такой защиты, что нередко приводит к утечке персональных данных в свободный доступ, в том числе в доступ недобросовестных пользователей.
Для преодоления названных проблем современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления должна строиться следующим образом:
- в соответствии с требованиями практики публичного управления на научно обоснованной базе должны разрабатываться автоматизированные системы сбора и анализа информации;
- методы сбора и хранения таких сведений должны обеспечивать доступность информации для субъекта управления для обеспечения эффективности принятия управленческих решений;
- инструменты ввода информации должны обеспечивать ввод исключительно владельцем первичных сведений, а в последующем такие сведения должны вводиться в системе автоматически при их запрашивании;
- информационная система должна обеспечивать защиту коммуникации баз данных, не допускающую свободного доступа, в том числе недобросовестным субъектам;
- информационная система должна обеспечивать установление авторства поступивших сведений;
- информационная система должна предусматривать возможность установления всех субъектов, использующих информацию и др.
Иными словами, методология информационного обеспечения процессов управления должна строиться на следующих принципах:
- баланс открытости информация для нужд публичного управления и ее охраны, защищенности от несанкционированного использования;
- полнота, достаточность, объективность информации, используемой для принятия управленческих решений;
- доступность информации для субъектов управления и пр.