Совершенствование взаимодействия государственных служащих с населением – это меры, реализуемые государственной властью для обеспечения эффективных взаимоотношений государственных служащих с гражданами в процессе оказания государственных услуг с целью повышения удовлетворенности граждан деятельностью органов государственного управления.
Причины необходимости совершенствования взаимодействия государственных служащих с населением
В качестве ключевого фактора успешности развития Российской Федерации можно рассматривать качество государственного управления. Демократический формат управления государством предъявляет высокие требования к функционированию государственного аппарата, эффективности его взаимодействия с гражданами.
Обеспечение эффективных взаимоотношений государственных служащих и населения ведет к решению фундаментальных проблем управления, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, бюрократизм;
- во-вторых, необходимость формирования доверия и положительного образа государственной власти у населения.
Реформирование государственного управления за последние десятилетия осуществлялось в разрезе следующих блоков:
- во-первых, проведения административной реформы;
- во-вторых, проведения реформы государственной службы;
- в-третьих, внедрения электронного правительства;
- в-четвертых, проведения бюджетной реформы. Эффективность реализации этих реформ напрямую зависела от их пересечения друг с другом по ряду мероприятий, идеологии подхода, то есть требовала комплексного подхода. В качестве объекта реформирования выступал государственный сектор, включающий все его компоненты: государственную службу, финансы, управление, информационные ресурсы.
Специфика совершенствования взаимодействия государственных служащих с населением
Правовые основы совершенствования взаимодействия государственных служащих населения содержит Федеральный закон 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон установил механизмы и принципы взаимодействия органов государственного управления и населения при получении государственных и муниципальных услуг.
Закон установил определенные стандарты оказания государственных услуг, население получило право на своевременное оказание государственных и муниципальных услуг, их соответствие определенным стандартам, полное и достоверное информирование относительно порядка получения муниципальных и государственных услуг, включая их электронную форму, досудебное рассмотрение жалоб на получение государственных и муниципальных услуг, обращение в многофункциональные центры.
Государственные служащие не имеют права отказать гражданам в получении государственных и муниципальных услуг, оказание которых определяется административными регламентами. Населению обеспечивается возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и иных формах в соответствии с выбором заявителя. Также граждане наделены правом получения документов и информации, которые необходимы им для предоставления в иные органы государственного и муниципального управления.
Государственные служащие ограничены в возможности требования от населения документов или информации, имеющихся в распоряжении органов государственного и муниципального управления, а также тех документов информации, предоставление которых не предусматривается нормативными документами.
Государственные служащие не могут самовольно взимать плату за оказание государственных и муниципальных услуг. Перечень платных услуг утверждается нормативными документами.
Разработка административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг определяет действия государственных служащих в процессе взаимодействия с гражданами. Это обеспечивает единообразный подход к оказанию государственных услуг на территории всего государства.
Этические принципы взаимодействия государственных служащих с населением
Государственные служащие при осуществлении взаимодействия с населением подчиняются определенным этическим принципам и требованиям, к числу которых можно отнести следующие:
- равенство всех граждан при обращении в органы государственного управления из-за оказания государственных услуг;
- единообразие оказания государственных услуг, обусловленное установлением общих административных регламентов взаимодействия граждан и государственных служащих в процессе оказания государственных услуг;
- своевременность оказания государственных услуг, требующая четкого соблюдения сроков оказания государственных услуг, предусмотренных административными регламентами;
- вежливость и доброжелательность при общении государственных служащих с гражданами в процессе оказания государственных и муниципальных услуг;
- добросовестность оказания государственных и муниципальных услуг, предполагающая приложение государственными служащими максимальных усилий для оказания государственных услуг населению;
- соблюдение конфиденциальности при оказании государственных и муниципальных услуг населению;
- полнота информирования граждан о действиях чиновников в ходе оказания государственных услуг.
Государственные служащие должны осознавать свой статус лиц, обслуживающих население, а не управляющих им.
Современная государственная служба подразумевает максимальную отдачу государственных служащих при оказании государственных услуг населению. Граждане не должны сталкиваться с препятствиями к получению государственных услуг при обращении в систему органов государственного управления. Решению этой задачи способствует внедрение многофункциональных центров в деятельность органов государственного управления, минимизирующих взаимодействия граждан с чиновниками, ответственными за оказание государственных услуг.