Управление в сфере образования Республики Башкортостан – это специальное направление региональной политики и целенаправленная деятельность органов регионального и муниципального управления, обеспечивающая повышение доступности и качества образования, прежде всего, за счет реализации целевых программ в рассматриваемой сфере.
Значение управления в сфере образования на региональном уровне
Формирование благоприятной среды для развития и реализации потенциала подрастающего поколения, обеспечения качественного, доступного, конкурентоспособного образования выступает одной из основных задач внутренней политики государства.
От эффективности системы образования во многом зависит будущее общества и государства, потому что сегодняшнее молодое поколение будет обеспечивать развитие страны, в том числе экономики, науки и пр., в ближайшее время.
Основная функция регионального управления в сфере образования может быть охарактеризована как развитие региональных систем образования до уровня установленных Федерацией стандартов исходя из социальной и экономической среды, национальных, культурно-исторических особенностей региональной территории.
Сегодня государственное управление, в том числе и управление в сфере образования строится государством за счет разработки и реализации специальных программ. Программный метод позволяет на основании исследования текущего состояния образовательной сферы и определения перспектив ее развития выработать систему инструментов и мероприятий, обеспечивающих такое развитие исходя из имеющихся ресурсов, назначив ответственных за реализацию таких мероприятий и расходования ресурсов субъектов. Такой метод управления позволяет организовать наиболее эффективный контроль за расходованием бюджетных ресурсов как со стороны государства, так и со стороны общественности.
При этом при разработке региональных программ федеральный министр ориентировал систему регионального управления на использование положений государственной Федеральной программы развития образования до 2020 г.
В последующем региональное управление ориентировалось при управлении в сфере образования на Национальный проект «Образование», который, в свою очередь, опосредовал реализацию указа Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах страны до 2024 г.
Основные направления управления в сфере образования Республики Башкортостан
Сегодня управление в Республике Башкортостан в сфере образования осуществляется посредством разработки и реализации региональных программ. Так, сегодня в Республике в рамках Национального проекта «Образование» реализуются следующие программы:
«Современная школа», которая включает в себя:
- обновление содержания и методов образования в муниципалитетах;
- увеличение числа организаций образования в небольших городах и в сельской местности;
- обновление материально-технической базы для того, чтобы реализовывать дополнительные программы цифрового образования, гуманитарного образования;
- увеличение численности обучающихся, осваивающих основные программы;
- формирование новых мест в организациях общего образования, которые находятся в сельской местности;
«Молодые профессионалы», целью которой является:
- увеличение числа центров опережающей профессиональной подготовки для преподавателей;
- увеличение количества мастерских, которые оснащены необходимой для профессионального развития материально-технической базой и др.;
- поддержки семей, имеющих детей, которая предполагает:
- расширение количества услуг психолого-педагогической, консультативной поддержки родителей, а также лиц, которые желают принять на воспитание в семью детей;
- увеличение доли граждан, которые положительно оценивают организуемую психолого-педагогического, консультативную помощь родителям;
«Новые возможности для каждого», включающая работу по увеличению количества регионального населения, которое ежегодно проходит обучение по программам непрерывного образования, дополнительного образования;
«Успех каждого ребенка», которая предполагает реализацию мероприятий для:
- увеличения доли детей в возрасте от 5-и до 8-и лет, получающих услуги дополнительного образования;
- увеличение количества детей, которые употребляют услуги детских технопарков и иных проектов, которые призваны повысить доступность дополнительного образования для детей указанного возраста;
- увеличение количества детей, которые получают необходимую помощь для выстраивания индивидуального учебного плана в соответствии с выбранной профессиональной компетенцией в будущем;
«Цифровая образовательная среда», которая имеет своей целью:
- повысить количество образовательных организаций, которые обеспечены интернетом с высокой скоростью передачи для реализации образовательных услуг в сельской местности;
- повышение доли муниципалитетов, которые внедряют цифровые технологии в деятельность образовательных организаций и др.;
«Учитель будущего», основными направлениями которой являются:
- повышение доли учителей организаций общего образования, которые вовлечены в национальную систему развития;
- увеличение доли муниципалитетов, которые обеспечивают функционирование центров профессионального развития и др.
Пути совершенствования системы управления в сфере образования Республики Башкортостан
Реализуемые сегодня программы развития образования в Республике Башкортостан позволяет комплексно воздействовать на сферу образования, обеспечивая развитие педагогов, материально-техническую базу сферы образования, а также расширяя перечень и повышая качество образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
При этом отдельные проблемы сохраняются, в частности это касается недостаточного уровня оснащения учреждений образования, в том числе информационными технологиями.
Преодоление указанных проблемных аспектов может быть обеспечено посредством реализации указанных программ в соответствии с предусмотренными планами мероприятий.