Совершенствование системы высшего медицинского образования в РФ – это совокупность приоритетных направлений развития высшего медицинского образования, призванных обеспечить российскую систему здравоохранения высококвалифицированными и конкурентными кадрами.
Концептуальные основы совершенствования системы высшего медицинского образования в Российской Федерации
На период до 2025 года в России действует Стратегия развития медицинского и фармацевтического образования, которая призвана регулировать вопросы развития высшего медицинского образования и сферы здравоохранения в соответствии с требованиями российского законодательства.
В качестве координатора данной Стратегии выступает Министерство здравоохранения России, исполнителями стратегии выступают главные распорядители бюджетных средств и другие организации, которые имеют финансовые обязательства и компетенции, связанные с реализацией Стратегии.
Стратегия обеспечивает формирование концептуальных основ совершенствования системы высшего медицинского образования в Российской Федерации. Ее цель состоит в обеспечении подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных медицинских кадров согласно потребностям системы здравоохранения и сложившимся тенденциям в обществе и экономике.
Стратегия обеспечивает реализацию политики государства в сфере здравоохранения и высшего медицинского образования, формирует основу для подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, повышения доступности и качества медицинских услуг для российских граждан.
Стратегия высшего медицинского образования в Российской Федерации призвана решать следующие задачи:
- во-первых, обеспечить компетентностный подход и практикоориентированность медицинского образования;
- во-вторых, устранить отраслевой кадровый дисбаланс и дефицит специалистов определенных специальностей в сфере здравоохранения;
- в-третьих, стандартизировать подход к системе медицинского образования и обеспечить единство требований и качество подготовки специалистов в сфере здравоохранения;
- в-четвертых, развивать кадровый потенциал системы высшего медицинского образования;
- в-пятых, развивать электронное образование и дистанционные образовательные технологии;
- в-шестых, интегрировать систему российского здравоохранения и высшего образования в медицинской сфере в международное образовательное пространство, развивать академическую мобильность;
- в-седьмых, осваивать и подготавливать специалистов для рынков национально-технологической инициативы;
- в-восьмых, развивать «гибкие» навыки.
Общая характеристика системы высшего медицинского образования в Российской Федерации
На современном этапе в системе высшего медицинского образования Российской Федерации действует 46 государственных образовательных учреждений высшего образования Министерства здравоохранения, 36 государственных образовательных учреждений высшего образования Министерства образования, 9 образовательных учреждений других ведомств и форм собственности.
Также осуществление подготовки медицинских специалистов высшей квалификации возложено на организации дополнительного профессионального образования, научные организации.
Ежегодно высшие образовательные учреждения медицинской сферы выпускают более 35.000 специалистов.
Помимо получения высшего медицинского образования на первичной ступени, российская медицинская образовательная система включает в себя ординатуру, аспирантуру, курсы повышения квалификации.
Направления совершенствования системы высшего медицинского образования в Российской Федерации
Одним из основных направлений совершенствования высшего медицинского образования в России в настоящее время является формирование практико-ориентированной модели высшего образования, развитие непрерывного медицинского образования.
Получение базового высшего медицинского образования подразумевает прохождение первичной процедуры аккредитации, которая выступает в качестве обязательного условия допуска к осуществлению медицинской деятельности.
В России существует ступенчатая система высшего медицинского образования, предполагающая обучение в ординатуре, аспирантуре, прохождение циклов повышения квалификации, а также осуществление периодической аккредитации медицинского персонала.
Построение системы аккредитации медицинских специалистов ориентирована на внедрение симуляционных технологий, которые предполагают создание симуляционных центров при медицинских университетах и научных центрах для обучения студентов, ординаторов и практикующих специалистов в различных сферах здравоохранения. Основное назначение симуляционных центров состоит в возможности организации освоения компетенций с учетом сделанных ошибок при отсутствии реальных пациентов, отработки навыков, необходимых при реальной клинической практике, подготовки медицинских специалистов к экстремальным ситуациям.
Российская система высшего медицинского образования нуждается во внедрении единой процедуры аккредитации учебных мероприятий, которая предполагает включение в себя следующих компонентов:
- во-первых, экспертная оценка членами профессиональных медицинских организаций учебного мероприятия на предмет его актуальности;
- во-вторых, возможность освоения полезных компетенций для практической деятельности.
Система непрерывного медицинского образования на высшем уровне должна включать в себя использование интерактивных образовательных модулей, клинических протоколов и руководств лечение отдельных заболеваний. Система высшего непрерывного медицинского образования должна обеспечивать возможность выбора персональной образовательной траектории, позволяя специалистам осуществлять постоянное профессиональное развитие в соответствии с их интересами.
Одним из направлений совершенствования системы высшего медицинского образования в Российской Федерации можно считать внедрение системы формирования «гибких» навыков, которые обеспечивают развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций, коммуникации, командной работы, эмоционального интеллекта. Наличие этих навыков становится залогом успешной исследовательской работы, участия в проектах международного уровня, публичной активности медицинских работников.