Работа региональных органов государственной власти с населением – это специальное направление региональной политики и соответствующая деятельность должностных лиц и органов публичного управления регионального уровня по обеспечению открытости и прозрачности функционирования региональной системы управления, а также по обеспечению контроля со стороны населения над законностью и эффективностью деятельности системы публичного управления регионального уровня для реализации принципов демократического правового государства и гражданского общества.
Значение работы региональных органов государственной власти с населением
В современных условиях, когда информатизированы все сферы публичного управления, для эффективности публичного управления большое значение приобретает налаживание эффективных каналов взаимодействия с населением, в том числе:
- обеспечение принципов открытости и прозрачности публичного управления как важнейших принципов демократической организации публичного управления и функционирования правового государства и гражданского общества;
- предоставление полной, актуальной и достоверной информации относительно функционирования органов и должностных лиц региональной власти для обеспечения реализации контроля со стороны населения над эффективностью и законностью решения задач публичного управления;
- предоставление заинтересованным субъектам юридически значимой информации для реализации ими своих прав и обязанностей.
При этом в условиях информатизации социальных процессов взаимодействия системы регионального управления с населением должно осуществляться не только традиционными методами, то есть посредством представления позиции органов власти и освещения управленческих процессов в СМИ, но преимущественно за счет применения информационных технологий и размещения достоверной, полной и актуальной информации на официальных информационных ресурсах региональных органов власти и должностных лиц в сети Интернет.
Кроме того, требуется формирование каналов обратной связи онлайн:
- для запроса заинтересованными субъектами юридически значимой информации;
- для предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Таким образом, в демократическом правовом государстве и гражданском обществе населению должны быть предоставлены возможности оперативно получать полную, достоверную и актуальную информацию об управленческих процессах на всех уровнях публичного управления, в том числе на региональном, а также удаленно получать государственные и муниципальные услуги, запрашивать необходимую юридически значимую информацию и направлять свои обращения, в том числе жалобы и предложения.
Проблемные аспекты работы региональных органов государственной власти с населением
Важно отметить, что процесс информатизации системы публичного управления сложный и длительный. Внедрение информационных технологий в систему публичного управления, в том числе на и регионального уровне усложняется отсутствием необходимых финансовых ресурсов для оперативного внедрения информационных технологий во все сферы публичного управления.
Многие региональные территории испытывают потребность в дополнительных финансовых ресурсах, не имеют необходимой материально-технической базы, что замедляет процессы информатизации государственных и муниципальных услуг, каналов взаимодействия с населением.
Кроме того, использование информационных технологий в системе публичного управления требует надлежащего правового и административного обеспечения. Иными словами, при внедрении тех или иных информационных процессов, в частности процессов удаленного предоставления государственных и муниципальных услуг, требуется разработка соответствующих административных регламентов.
Отдельного внимания заслуживает и проблема подготовки кадров региональных органов власти для использования информационных технологий. Многие государственные служащие региональных органов власти не имеют необходимых профессиональных знаний, навыков и компетенций для использования информационных технологий. Кроме того, для обеспечения информатизации управленческих процессов необходимо привлекать в систему государственного управления специалистов узкого профиля, it-специалистов, в которых сегодня остро нуждается не только система публичного управления, но и частный бизнес. В условиях конкуренции с частным бизнесом органам региональной власти объективно трудно привлекать в систему публичного управления специалистов высокого уровня в области информационных технологий.
Основные направления совершенствования работы региональных органов государственной власти с населением
В качестве приоритетных направлений совершенствования работы региональных органов государственной власти с населением можно выделить следующие:
- привлечение в систему региональных органов специалистов в сфере информационных технологий для налаживания удаленных процессов коммуникации с населением, в том числе для получения обратной связи относительно законности и эффективности реализации региональной политики, а также для предоставления региональному населению государственных и муниципальных услуг;
- оперативная разработка административных регламентов для расширения перечня предоставляемых удаленно государственных и муниципальных услуг, что в долгосрочной перспективе позволит сократить бюджетные расходы на обеспечение регионального аппарата управления в части предоставления государственных и муниципальных услуг;
- организация обучения населения использованию информационных технологий, в том числе для взаимодействия с региональными органами власти, на безвозмездной основе;
- активное ведение информационных порталов должностных лиц и органов региональной власти; отображение на таких порталах в машиночитаемом виде полной, достоверной и актуальной информации относительно предстоящих и текущих управленческих процессов, относительно инструментов участия регионального населения в принятии управленческих решений и др.