Формирование и использование расходной части бюджета муниципального образования – это система нормативно урегулированных мероприятий по аккумулированию, распределению и использованию для решения задач социально-экономического развития местной территории финансовых ресурсов, в том числе ресурсов, направляемых на «обязательные» нужды местного сообщества, и дискреционные расходы, то есть ресурсы, направляемые на решение социально-экономическое развития муниципальной территории.
Состав расходной части бюджета муниципального образования
Расходная часть бюджета муниципального образования представляет собой финансовые ресурсы, которые должны быть выделены из бюджета муниципального образования для направления на решение задач по осуществлению полномочий, переданных государством и на решение собственных задач развития местной территории.
Расходная часть бюджета муниципального образования может быть разделена на два основных направления исходя из тех целей, на решение которых привлекаются бюджетные ресурсы:
Обязательные местные расходы. В состав таких расходов включаются обязательные выплаты населению, в том числе выплаты, реализуемые в рамках переданных государственных полномочий. Кроме того, в состав этой группы входят собственные расходы местного сообщества, которые связаны с решением вопросов местного значения и обслуживанием местного долга. В таких расходах могут быть выделены следующие группы:
- содержание системы публичного управления местного уровня;
- обслуживание расходов на выборы и референдумы местного уровня;
- исполнение местных актов нормотворчество;
- обслуживание муниципального долга;
- реализация местных целевых программ и пр.
Дискреционные расходы – это финансовые средства, которые привлекаются на содержание местной экономики, местной инфраструктуры, строительство и по иным направлениям развития территории. Кроме того, в состав расходов включаются расходы, которые местные сообщества будут вынуждены понести в связи с осуществлением переданных государственных полномочий.
Проблемы и основные направления совершенствования формирования и использования расходной части бюджета муниципального образования
Проблема формирования расходной части бюджета местного сообщества в Российской Федерации обусловлена низкой устойчивостью местных бюджетов, что связано с недостаточной эффективностью бюджетной политики, реализуемой в стране, неполным соответствием требованиям современных экономических отношений.
Большая часть местных сообществ в современной России не способна обеспечить собственные нужды за счет собственных финансовых ресурсов. Отсутствие необходимого объема собственных доходов у местных сообществ и недостаточная эффективность механизма формирования и использования расходной части местного бюджета, таким образом, являются одной из главных проблем, тормозящих социально-экономическое развитие местных сообществ.
Анализ формирования расходной части местных бюджетов позволяет выделить ряд существенных проблем, которые заметно ограничивают возможности местных сообществ на эффективную организацию самоуправления. К таким проблемам относятся:
- зависимость бюджета местных сообществ от бюджета федерального и регионального уровней. Указанное, в свою очередь, выступает причиной угасания активности и инициативности органов публичного управления местного уровня в самостоятельном поиске инструментов пополнения доходной части бюджета;
- отсутствие у органов публичного управления программных документов в бюджетной сфере, их низкая активность в формировании и развитии собственной экономической базы;
- несоблюдение принципов экономии бюджетных средств, отсутствие эффективных механизмов контроля деятельности руководителей местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Совершенствование процесса формирования расходной части бюджета муниципального образования требует реализации системы мероприятий, обеспечивающих стимулирование органов муниципального управления к самостоятельному изысканию финансовых ресурсов, поддержку частного бизнеса местных территорий для привлечения внебюджетных инвестиций и реализации профессионального интеллектуального потенциала местного населения.
Указанные меры должны увеличить поток финансовых поступлений налогового и неналогового характера в местный бюджет.
Бюджетные отношения в стране должны строиться таким образом, чтобы каждый уровень публичного управления отвечал за собственные сферы управления и имел не только полномочия для реализации управленческого воздействия в соответствующих сферах, но и возможность привлечения необходимого объема финансовых ресурсов для реализации таких полномочий. Без утверждения такого подхода не представляется возможным говорить о повышении эффективности работы региональных и муниципальных органов власти.
В результате многократных процессов реформирования местные бюджеты утратили в качестве своих доходных ресурсов гарантированные им ранее на основе федерального законодательства налоги, например, налог на прибыль, на имущество организаций, сокращается доля налога на доходы физических лиц. Фактически в распоряжении местных бюджетов остались налоги на землю и имущество физических лиц.
Сегодня в качестве перспективных направлений совершенствования формирования и использование расходной части бюджета муниципального образования следует назвать:
- изменение системы местного налогообложения, увеличение объема налоговых отчислений из бюджета федерального и регионального уровней;
- изыскание дополнительных инструментов пополнения расходной части бюджета за счет тех бюджетных статей, которые сегодня могут считаться малодоходными, например, это касается изменения процедуры зачисления штрафов;
- в качестве главной меры увеличения налоговых доходов в местные бюджеты следует назвать оптимизацию использования имущества, составляющего муниципальную собственность.