Деятельность органов региональной власти по вопросам занятости населения – это система действий нормотворческого, организационного, экономического и другого характера, реализуемая органами публичного управления регионального уровня общей и специальной компетенции с целью активизации производственных процессов в регионе, обеспечения благосостояния населения региональной территории посредством его эффективной занятости и др.
Значение деятельности органов региональной власти по вопросам занятости населения
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что деятельность органов региональной власти по вопросам занятости населении не является узкоспециальной, а решает значительный объем задач публичного управления, к которым относятся:
- активизация производственных процессов в регионе, в том числе посредством инструментов экономического стимулирования;
- обеспечение роста благосостояния населения региональной территории;
- обеспечение состояния социальной стабильности в регионе;
- развитие социально-экономических региональных процессов и пр.
Система органов региональной власти по вопросам занятости населения
Основные задачи в области управления занятостью регионального населения решаются территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости – специальной инспекцией по труду. Этот федеральный орган, имеющий представительства в регионах, наделен законодательством широкими полномочиями по воздействию на трудовые правоотношения. Так, служба реализует следующие полномочия во вопросам занятости:
- контролирует соблюдение гарантий, установленных законодательством в области занятости;
- контролирует соблюдение работодателями квоты приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- производит регистрацию лиц с ограниченными возможностями здоровья как безработных;
- производит регистрацию лиц, которые находятся в состоянии поиска места трудовой деятельности;
- оказывает помощь лицам, которые ищут работу;
- оказывает содействие работодателем по подбору кадров;
- доводят до сведения заинтересованных субъектов информацию относительно обстановки на рынке труда;
- организует мероприятия по ориентации населения в выборе профессии, предпочтительной сферы деятельности, обучения и пр.;
- организуют оказание безработным помощи психологического характера, профессионального обучения и переобучения, а также повышения профессиональной квалификации;
- выплачивает пособия безработным;
- способствует социальной адаптации безработных граждан;
- оказывает поддержку самозанятым;
- помогает лицам в переселении в села для трудоустройства и др.
Кроме того, для управления вопросами занятости на региональной территории учреждаются специальные подразделения в органах исполнительной власти регионального уровня. Такие специальные подразделения реализуют следующие полномочия:
- разрабатывают и вносят на рассмотрение главе региона проекты нормативных актов по вопросам регулирования содействия занятости, по выплате специальных пособий безработным и по иным, связанным с ними вопросами;
- разрабатывают и вносят на рассмотрение главе региона проекты необходимых в регионе мер и мероприятий по управлению занятости;
- разрабатывают и вносят на рассмотрение главе региона проекты исследования обстановки рынка труда;
- разрабатывают и вносят на рассмотрение главе региона проекты региональных программных документов по вопросам занятости;
- реализуют контрольные мероприятия по мониторингу соблюдения законодательства в отношении приема на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществляют полномочия, переданные на основании федерального законодательства, по выплате пособий и мер социальной поддержки лицам, не имеющим и ищущим работу и др.
Проблемы и направления совершенствования деятельности органов региональной власти по вопросам занятости населения
Деятельность органов региональной власти по вопросам занятости характеризуется следующими проблемными аспектами:
- Не предусмотрены инструменты содействия поиска места работы и оказания материальной помощи лицам, которые находятся в поиске работы или являются безработными, по месту их пребывания. Так, лица, место проживания которых отличается от официальной регистрации по месту жительства, фактически лишены возможности обращения к государству за помощью в поиске работы и материальной помощи на период отсутствия работы;
- Отсутствие мер поддержки по трудоустройству выпускников. Так, сегодня нередки случаи, когда высококвалифицированные выпускники высших учебных заведений, лишены возможности найти работу ввиду отсутствия необходимого опыта. Требуется разработка и реализация специальных мероприятий по поддержки указанных лиц на уровне регионов;
- Низкая информированность населения региональной территории относительно полномочий органов публичного управления по вопросам занятости, предусмотренных законодательством инструментов поддержки в поиске работы, материальной поддержки и пр. Требуется широкое освещение процедур содействия занятости в СМИ, Интернет пространстве, посредством проведения круглых столов, конференций, семинаров с привлечением представителей бизнес-сферы – потенциальных работодателей;
- Отсутствие инструментов пресечения использования ресурсов службы занятости лицами, которые явно не заинтересованы в поиске работы, а рассчитывают только на пособие. Такое явление встречается и среди лиц с высокой профессиональной квалификацией, утративших работу и имеющих право на получение максимально высокого пособия в течение года и более;
- Трудоемкость процедуры получения услуги безработными по помощи в самозанятости. Только прозрачные и доступные инструменты помощи безработному населению могут существенно повлиять на эффективность управления занятостью в регионах и др.