Состав муниципальной собственности – это перечень имущественных объектов, находящихся в собственности поселений и иных видов муниципалитетов и обеспечивающих реализацию системой местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и полномочий, которые переданы на исполнение муниципалитету на основании соответствующих законов Федерацией или регионом.
Правовое регулирование состава муниципальной собственности
Согласно положениям Конституции России институт местного самоуправления представляет относительно самостоятельную систему организации публичного управления на уровне местных сообществ. Функционирование системы местного самоуправления, в том числе деятельность должностных лиц и служащих муниципальной власти, должно обеспечиваться соответствующими ресурсами, как в части непосредственного обеспечения функционирования системы, так и в части решения поставленных социально-экономических задач и реализации соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения.
Вышесказанное приводит к необходимости введения в гражданский оборот категории муниципальной собственности как отдельного вида собственности. Конституция гарантирует равную защиту всех видов собственности, как частной, так государственной и муниципальной.
Положениями Конституции прямо предусматривается, что муниципальные органы наделяются полномочиями по самостоятельному владению, использованию, распоряжению объектами, составляющим муниципальную собственность.
В соответствии с действующим гражданским законодательством страны перечень объектов муниципальной собственности не подлежит прямой регламентации. Иными словами, гражданское законодательство не содержит специальных ограничений по составу муниципальной собственности.
Специальное федеральное законодательство, регламентирующее основы организации местного самоуправления в стране, содержит статью, именуемую «Муниципальное имущество». В указанной статье состав муниципальной собственности раскрывается через указание на цели использования муниципального имущества.
Так, в соответствии со специальным федеральным законодательством об основах организации муниципального самоуправления в стране в состав собственности муниципальных образований может входить:
- муниципальное имущество, которое обеспечивает решение вопросов местного значения в соответствии с определенной федеральным законом сферой ведения муниципалитета;
- муниципальное имущество, которое используется органами муниципального управления для реализации переданных Федерацией и регионами полномочий, когда федеральные и региональные законы предусматривают возможность передачи таких полномочий;
- муниципальное имущество, которое используется для реализации переданных муниципальному району полномочий муниципалитетами, входящими в его состав;
- муниципальное имущество, которое используется для того чтобы обеспечить функционирование муниципальных органов и деятельность должностных лиц и муниципальных служащих, а также работников муниципальных организаций;
- муниципальное имущество, которое обслуживает решение вопросов, не входящих в состав вопросов, имеющих значение для местного сообщества, но право решать которые возложено на муниципальные органы федеральным законом;
- муниципальное имущество, которое обслуживает решение иных вопросов, имеющих значение для местного сообщества.
Итак, приведенный законодателем перечень состава муниципальной собственности содержит указание на функциональное назначение имущества, которое может составлять муниципальную собственность, при этом не дает представления относительно конкретных видов имущества, которые могут обеспечивать решение вопросов местного значения и осуществления переданных Федерацией и регионами полномочий. Такой подход законодателя видится обоснованным, поскольку виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством, в то время как задача специального законодательства по вопросам местного значения указать на функциональное назначение имущества, которое находится в муниципальной собственности.
Характеристика состава муниципальной собственности
Итак, определяемый законодателем состав муниципальной собственности в рамках специального регулирования вопросов организации местного самоуправления в стране строится по функциональному признаку. С точки зрения видов имущества, которое может находиться в составе муниципальной собственности, гражданское законодательство и практика осуществления муниципалитетами прав собственников позволяет определить состав муниципальной собственности следующим образом:
- объекты недвижимого имущества, в том числе участки земли, водные объекты, нежилые здания, сооружения и помещения, жилые здания и помещения, которые обеспечивают жилищные интересы социально уязвимых слоев населения, а также такой специфический вид недвижимого имущества как предприятие;
- объекты движимого имущества, в том числе деньги и ценные бумаги и прочее движимое имущество, которое обеспечивает решение вопросов, имеющих значение для местного сообщества. В качестве примеров движимых объектов муниципальной собственности можно привести транспорт, обеспечивающий перевозку пассажиров, оборудования и материалы для решения задач пожарной безопасности и пр.;
- муниципальные имущественные права.
Отчуждение или перепрофилирование муниципальной собственности
Если в составе муниципальной собственности находится имущество, которое не предназначено для осуществления обеспечения функционирования системы местного самоуправления, решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, то такое имущество должно быть отчуждено муниципалитетом или перепрофилировано. Отчуждение муниципального имущества в рассматриваемом случае осуществляется чаще всего посредством приватизации. Вопросы перепрофилирования имущества, находящегося в муниципальной собственности, остаются открытыми, поскольку процедура такого перепрофилирования законом не регламентируется.