Управление – это воздействие целенаправленного характера на различные процессы и системы для обеспечения достижения желаемых целей.
Соотношение понятий «менеджмент» и «управление»
Для русского языка характерно использование понятий «менеджмент» и «управление» в качестве синонимов, хотя специалисты отмечают наличие определенных различий между этими терминами.
Термин «менеджмент» преимущественно употребляется по отношению к коллективам и организациям, отражая процесс управления этим коллективом или организацией. Термин «менеджмент» относится как к формальным, то есть законодательно закрепленным, так и к неформальным организациям.
Менеджмент можно интерпретировать в качестве интеграционного процесса, призванного обеспечивать рассмотрение разнообразных задач, решить различные задачи для достижения поставленных целей.
Для российской практики использование термина «менеджмент» стало повсеместным в связи с реформированием отечественной экономики. В период перестройки данный термин подчеркивал противоположность процесса управления при социализме и капитализме. Данный термин пришел к нам из-за рубежа и противопоставлялся социалистическому подходу к управлению хозяйствующими субъектами.
Термин «управление» относится к процессу воздействия на ту или иную систему, обеспечивающую достижение целей.
Объектом управления считается любая система технического или социального назначения. То есть управлять можно как автомобилем, так и людьми. В социальном смысле управление ориентировано на отношения, возникающие между людьми в ходе регулирования различных аспектов человеческой жизнедеятельности. Социальным объектом управления могут заступать государство, его отдельные регионы, некоммерческие и коммерческие организации, их структурные подразделения, отдельные группы лиц.
В общем виде термин «управление» следует понимать, как более широкое понятие, чем менеджмент. Хотя для более современной трактовки термин «менеджмент» характеризует собой новейшую веху управления.
Причины изучения соотношения понятий «управление», «менеджмент», «политика»
Исследование проблемы соотношения понятий «управления», «менеджмента» и «политики» выступают в качестве ключевой темы теории государственного управления и административные науки. Ученых интересуют особенности организации и функционирования административных и политических структур, их роль и место в политической системе общества. Данная проблема характеризуется разделением и взаимодействием властей, различиями присущих им функций, противостоянием политики, рассматриваемой как искусство, и управления, характеризуемого как технология.
На практике всегда имела место ограниченность государственного управления именно исполнительскими функциями за счет влияния чиновников на политику. При этом в основе формирования и функционирования органов государственного управления находились принципы разделения управления и политики. Менеджмент как новая форма государственного управления получил отличие от классической теории административного управления. Новая концепция имеет неполитический характер, однако у нее есть явные политические основания.
В традиционном понимании государственное управление основано на разделении политики и управления. Политические органы государства обеспечивают формирование целей и задач развития государства, содержание его политической стратегии. Работа в этом направлении ведется представительными органами власти и главой государства. Решение практических задач государственного управления в рамках определенной политики осуществляется органами государственной власти исполнительного характера.
На практике всегда имело место ограничения государственного управления исключительно исполнительскими функциями за счет активного влияния органов государственного управления и чиновников на политику. При этом процесс формирования органов власти ориентировался на принцип разделения политики и управления. Менеджмент в контексте государственного управления представляет собой условно неполитический процесс администрирования государственной власти, который тем не менее имеет политические основания.
В подтверждение данной концепции можно привести следующие аргументы:
- во-первых, менеджмент в контексте государственного управления старается избежать дихотомии управление / политика. Было время, когда акцент исследователей сместился с политической науки к школам менеджмента, однако радикальный вариант теории менеджмента рассматривает политическую систему как систему управления публичными делами, фундаментальной предпосылкой которого является представление о неэффективности современной политической системы;
- во-вторых, менеджмент в контексте государственного управления ориентирован на инициативное осуществление публичной политики, а не нормативное исполнение целей управления. Реализация публичной политики находится в руках государственных служащих, делающих карьеру именно на политической арене. Государственное управление и чиновники являются не простыми исполнителями выработанных политиками решений, но и участвуют в процессе принятия этих решений, ищут эффективные модели их реализации. Даже провозглашение принципа политической нейтральности государственных служащих не обеспечивает аполитичность государственного администрирования;
- в-третьих, дихотомию управления и политики призван преодолевать новый термин «руководство», способный заменить такие термины как «управление», «администрирование», «менеджмент». Этот термин используется для выражения особенностей государственного менеджмента, который обеспечивает руководство страной, а не осуществление политики;
- в-четвертых, политический аспект государственного менеджмента выражается через акцентирование внимания на политической роли высшего уровня административных чиновников. Одиозные политики всегда привлекали больше внимания, чем бюрократы. Однако в контексте нового государственного управления возрастает роль высших административных лидеров.